Институт философии РАН
Образование необходимо современным инновационным стратегиям, но не может быть успешно выстроено вне понимания истории мировых образовательных систем и традиций. В первом разделе сборника анализируются проблемы философии образования и типы образовательных систем европейской Античности, Средневековья, древнерусской культуры, эпохи Просвещения и постмодерна, а также образовательная традиция в буддизме.
Во втором разделе исследуется спектр современных проблем в связи с вопросами управления и развития современных научных технологий; образовательными коммуникациями и менеджерскими схемами для использования их в образовании; сравнительным анализом российских и американских образовательных систем; соотношением образования и просвещения и др.
Междисциплинарные исследования
Третий выпуск сборника посвящен анализу проблем инноваций человеческой деятельности в самом широком историко-культурном, социологическом, антропологическом и коммуникационном аспектах. Основная методологическая проблема, встающая перед авторами, – реконструировать способы идентификации новаций самой культурой, а также понять ответные реакции человека на всех уровнях его самоорганизации. Новое звучание в связи с этим обретает вопрос о соотношении традиций и новаций, актуальный для самоидентификации человека современной культуры.
Междисциплинарные исследования
Институт философии
Чтобы понять цель и назначение истории, понять ее смысл – поскольку история уникальное и единственное событие – нужно либо прожить ее целиком, и тогда некому будет рассуждать о ее смысле, либо каким-то образом выйти за ее пределы и с высоты выгодной внеисторической позиции посмотреть, чем она является, к какой цели движется человеческий род. Греется ли он у последних костров техноцивилизации или встречает робкую зарю новых времен? Либо род человеческий завершит свое «быть», не дожидаясь «точки Омега», либо переродится во что-то более совершенное (возможно даже, и не вполне финансово-рыночное). Может быть, род человеческий реализует «Золотое правило морали», которое тянется из «осевого времени»: «Поступай с другим так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой». В общем, такая намечается бифуркация, если воспользоваться словарем модной сегодня синергетики Ильи Пригожина… Александр Разумов. Идея и идеалы истории