Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2012

Лариса Фалюшина
Сервисная направленность управления образовательным учреждением как инструмент повышения его эффективности (на примере управления системой дошкольного образования)

Существуют различные организации, среди них есть успешно развивающиеся, находящиеся на пике своего развития, деградирующие, умирающие… Характерно то, что состояние системы, помимо объективных обстоятельств, во многом определяется профессионализмом менеджеров, управляющих этой организацией (фирмой). Именно проблемой повышения жизнестойкости управляемого объекта занимается теория и практика менеджмента.

         В связи с этим, мы считаем необходимым подчеркнуть, что успешность деятельности менеджера во многом зависит от того, насколько чётко и ясно он определил для себя приоритеты направленности совей деятельности. В частности,  одна из таких позиций,  может быть сформулирована положением: « я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». В этой фразе сконцентрирована целая философия. Совершенно очевидно, что она направлена исключительно  на самоутверждение управленца любыми средствами и абсолютно ни как не связана с самим управляемым объектом, о нём, в принципе не может быть и речи при таком стиле управления. Излишне говорить в этом случае и об эффективности управления, о повышении жизнестойкости управляемой фирмы.

         А какие же приоритеты определяют успешность управления? Несомненно,  это приоритет сервисной направленности управления. Рассмотрим это подробнее на примере системы дошкольного образования. Уточним, для начала некоторые из применяемых нами терминов.      

         Термином система  мы, во первых,  обозначаем целостную совокупность структур и учреждений, выполняющих важные общественно значимые функций.

Для системы образования это:

-воспитание всесторонней личности ребёнка-дошкольника;

-обучения и успешной подготовки детей к школе и к жизни в социуме;

-сохранения и укрепления здоровья детей;

-социальной защиты детей дошкольного возраста.

 

Этими сущностными, содержательными функциями деятельность системы не ограничивается. Сугубо управленческими функциями  любой системы  являются:

-управления качеством;

-повышения экономической  эффективности системы;

     -регулирование цивилизованных  отношений внутри системы  образования (между руководителями и сотрудниками, между системой  и потребителем) и др.

Во вторых,  вслед за теорией менеджмента и мы полагаем обязательным наличие в любых системах подсистем. Причём, крайне важным признаём тот факт, что подсистемы крупных и сложных систем, зачастую сами являются системами, и более того, любая  подсистема крупной системы может иметь свои подсистемы.

Что касается таких понятий, как управляющая и управляемая подсистемы, то разъяснения вкладываемых в них смыслов требует объяснения их специфики.

Управляющая подсистема ориентирована на выполнение вспомогательной, обслуживающей функции, призванной:

-         обеспечить жизнедеятельность и жизнестойкость системы в целом;

-         организовать деятельность управляемой подсистемы с целью повышения качества её функционирования для более успешного реализации того, за что  общество «соглашается кормить» её сотрудников.

Кроме того, специфика деятельности управляющей подсистемы заключается в её особых функциях, ориентированных на выполнение определённого алгоритма действий по поддержанию жизнедеятельности системы дошкольного образования. Такими функциями являются:

-         анализ взаимоотношений системы с её внешней средой;

-         нейтрализация всех негативных воздействий окружающей среды на систему;

-         усиление позитивных влияний окружающей среды на систему;

-         создание необходимых условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности системы;

-         планирование, организация, координация деятельности управляемой подсистемы с целью наиболее полного выполнения ею своего предназначения.

-         Специфика деятельности управляемой подсистемы состоит в том, что её функционирование обеспечивает собой деятельность, для которой, по сути, существует система.

Для успешного выполнения своих функций система должна ориентироваться на осуществление алгоритма деятельности, главными «шагами» которого являются:

-         изучение спроса населения в целом  и конкретной социальной группы  на образовательные услуги;

-         изучение спроса конкретной социальной группы, являющейся её клиентом ;

-         изучение возможностей адаптации учреждения к запросам населения в целом и конкретного клиента;

-         выработка механизмов адаптации деятельности  к требованиям, как реального, так и потенциального клиента (требования к содержанию образовательных услуг, к их качеству, к их стоимости и т.д.);

-         информирование (рекламирование, пропаганда и др.) населения и конкретного клиента о специфике деятельности ДОУ и его возможностях по выполнению социального заказа.

Таким образом, мы можем представить отношения управляющей и управляемой подсистем следующим образом (схема 1)

 

Схема 1

 

Управляющая подсистема

                                                                                        Основное        предназначение в

обслуживании системы и обеспечении необходимых условий функционирования

 

 

Управляемая подсистема

 Основная  функция – в выполнении предназначения  всей системы.

 

Исходя из этого положения, рассмотрим специфику деятельности, ориентированной на сервисную её направленность на каждом иерархическом её уровне.

    

Характеристика сложившейся на сегодня методологии управления

     Анализ показывает, что в современных макросистемах оценка  качества управленческой деятельности ни как не связывалось с динамикой состояния управляемой системы. В частности, повсеместная деградация системы в 90 годах,  не рассматривалась как дисфункция управляемых подструктур системы. В этом главная причина жесткого её кризиса, разрушения, более чем двукратное её сокращение.

     Исходя из выше означенной констатации  факта неудовлетворительного состояния управления системой, мы пришли к выводу о необходимости в моделирования принципиально новой системы «Государственного дистанционного управления системой дошкольного образования». Главным, исходным принципом моделирования этой системы стал принцип её сервисной направленности.

Специфика управленческой деятельности, исходя из приоритета сервисной направленности.

     Принцип приоритета сервисной направленности управленческой деятельности определяется следующими положениями:

  1. главная цель управленческой деятельности чётко определяется, формулируется и направлена на   повышение жизнестойкости управляемой системы;
  2. в соответствии с этим и критерии качества управленческой деятельности также определяются более чётко: любой критерий качества управленческой деятельности ориентирован на показатели повышения жизнестойкости учреждения (нормализация отношений с внешней средой: клиентом, конкурентами, с управляющей подсистемой и так далее, повышение качества выполнения своих целевых  функций и так далее…);
  3. исходя из того, что управляющая система должна обеспечивать жизнестойкость системы, в основу её управленческой деятельности должен быть положен постоянный оперативный и адекватный мониторинг всех процессов, происходящих в управляемой системе, их своевременная коррекция (желательно, чтобы была выстроена система мониторинга до уровня статистически управляемых процессов);
  4. внутри управляемой системы постоянно проводится сравнительный анализ деятельности разных схожих элементов системы для выявления успешно работающих структур, которое позволяет выявить скрытые резервы развития системы; и  выявление неэффективно работающих структурных подразделений позволяет более чётко констатировать дисфункции системы;
  5. отличительной чертой учреждений с явно выраженной сервисной         направленностью является не пассивная констатация факта дисфункции, а активная деятельность по её устранению;
  6. кроме того, сервисная направленность управленческой деятельности характеризуется активной деятельностью по целенаправленному формированию у менеджеров управляемой подсистемы профессиональных умений, способных обеспечить их успешную управленческую деятельность, способных обеспечить жизнестойкость управляемых ими систем.

Рассмотрим это подробнее.

Районный (городской) уровень управления.

Качество управленческой деятельности должно определяться следующими параметрами:

- фактом обеспечения общедоступности ДОУ (сколько дошкольных учреждений закрыли, восстановили, построили…, особенно при наличии очереди),

- фактом своевременного, оперативного и адекватного выявления дисфункций каждого ДОУ и оперативного их устранения,

- фактом постоянного отслеживания качества оказываемых населению услуг

- фактом хорошо отлаженной системы обеспечения всех ДОУ необходимыми для нормальной жизнедеятельности ресурсами, не допуская при этом, паразитирования одних учреждений за счёт других и так далее.

         Совершенно очевидно, что именно такие подходы определяют сервисную направленность управления, так как направлены на обслуживание управляемой системы, созданию для неё благоприятных для развития каждого ДОУ условий.

Государственный  и областной уровень управления.

         В данном случае изменился  масштаб решаемой проблемы,  методы управления.  Произошёл переход от непосредственных методов управления ДОУ к опосредованным, и, следовательно,  объектом непосредственного управления им становятся уже не ДОУ, а  районные, городские управления образованием. Сам процесс управления приобретает специфику, а именно, главным становится  выяснение качества управления на районном уровне (насколько качественно они выполнили свою деятельность, в соответствии с выделенными нами для этого уровня параметров). Осуществляя сервисную направленность управления важно не просто констатировать тот или иной уровень качества их управленческой деятельности, а оказать им существенную помощь в решения их жизненно важных для системы проблем. Кроме того, важно понимать, что объективно оценить качество деятельности управленцев на уровне района можно только оценивая их позитивное воздействие на конкретные детские сады. А это означает, что главная особенность управления на этом уровне является то, что объекты управления становятся огромными, но это не снижает необходимости (для обеспечения его эффективности) отслеживания всех её дисфункций. А это, в свою очередь, означает необходимость оперирования огромного объёма информации, поэтому для успешности управления необходимо использовать компьютерные технологии, в частности, мы пришли к необходимости, при разработке глобальных систем управления систему создания компьютерной программы «Дистанционного управления национальной системой дошкольного образования».[1]

А для этого, нам понадобилось сформулировать, эффективные технологии управления  макросистемой дошкольного образования. Мы обращаем внимание, что  универсальность технологий определяется их эффективностью применения на всех уровнях системы дошкольного образования, в любом направлении её деятельности. Более того, мы абсолютно уверены в том, что они настолько универсальны, что будут эффективны и в управлении любыми другими макросистемами.

          При формулировнии эффективных технологий, мы акцентировали свое внимание, как на выработку универсальных подходов к содержанию управленческой деятельности (вопрос, что необходимо делать для обеспечения успешности государственного управления), так и на выработку эффективного  инструментария к его выработке (вопрос, как это успешно делать).

Для её реализации нами  разработана методология нашего исследования, она состоит из:

- универсальной технологии управления макросистемами  (в нашем исследовании, мы описываем её применение относительно системы дошкольного образования);

-инструментария применения этой технологии.

 

 

1 Выработка основных критериев мониторинга

 

Универсальные технология управления макросистемами дошкольного образования.

 

 

 

10. Определение степени эффективности управленческих воздействия на новом витке мониторинга.

 

7. Разработка типовой программы преодоления каждой типовой выявленной дисфункции

 

8.Моделирование индивидуальных программ из типовых модулей

10. Определение степени  эффективности управленческих воздействия на новом витке мониторинга

4Выявление фактов успешной. деятельности.

11.выявление причин успешности.

12. внедрение методики успешной деятельности в практику других ДОУ

5 Выявление  недостатков деятельности, повлекших дисфункции

2. Установление в процессе мониторинга по каждому из параметров (в результате экстраполяции данных) фактов успешной и неэффективной деятельности по каждому параметру

3.Выявление  дисфункций

9.Проведение индивидуального курса его дистанционного обучения

 

6. средства коррекции деятельности на основе выявленных дисфункций


            Прокомментируем подробнее каждое положение выше приведённой нами таблицы.

1. В процессе разработки стратегии развития образования, вырабатываются основные критерии качества функционирования системы, которые в процессе мониторинга системы, принимают  вид основных его параметров.

2.  В процессе проведения  мониторинга качества  функционирования управляемой системы на основе этих параметров (с помощью сравнительного анализа и сопоставления данных о разных    результатах  деятельности одинаковых структурных её подразделений, с примерно одинаковыми внешними условиями), выявляются факты  существенных различий достигнутых  результатов.

3.  В результате выявления фактов достижения значительно низких результатов, по сравнению с результатами деятельности  других, примерно одинаковых структурных подразделений,  с примерно одинаковыми   внешними условиями  выявляются основные дисфункции системы, их причины, особенности  их проявления в разных подразделениях системы,

4.   В результате установления фактов  и причин их успешной деятельности, мы получаем информацию о наличия до селе скрытых дополнительных резервах развития системы (так как в этих же условиях они по этим параметрам получили более высокие результаты).

5. В случаях выявления дисфункций, на основе «выстраивания идеальной модели» руководителя, выявляются недостатки деятельности (несоответствия «идеальной модели»), которые спровоцировали проявление выявленных  дисфункций

6.Вырабатываются средства коррекции управленческой деятельности каждого конкретного руководителя ДОУ, на основе выявленных дисфункций (доведения до соответствия «идеальной модели»).

7.  для этого вырабатывается типовая программа преодоления каждой типовой выявленной дисфункции

 8. совокупность этих типовых программ (в соответствии со всеми  выявленными в процессе мониторинга индивидуальными дисфункциями) и составит индивидуальную программу дистанционного обучения каждого руководителя в деятельности которого выявлены дисфункции)

9. Автоматически, на основе компьютерной программы,  предлагается индивидуальный курс его дистанционного обучения каждому руководителю ДОУ страны.

10.  Определяется степень их эффективности управленческих воздействия на новом витке мониторинга.

 

 

Универсальный инструментарий проведения углубленного сравнительного анализа в процессе государственного мониторинга.

         Инструментарий проведения анализа может быть единый, представим его в схеме и прокомментируем каждый шаг.

 

1 этап - этап определения параметров

 

Результатные параметры

Ресурсные параметры

Выделяются:

 

2 этап – этап разработки эталонных показателей

 

3 этап - этап экстраполирования показателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкие

Высокие показатели

Результатные параметры

 

Ресурсные параметры

 

Высокие

Низкие

4 этап – этап анализа соотношений

 

 

 

 

 

Высокие показатели

 

Низкие

 

Высокие показатели

 

Результатные параметры

 

Ресурсные параметры

 

Низкие

показатели

5 этап – этап изучения причин несоответствий высоких затрат и низких результатов

 

?

Низкие показатели

Высокие показатели

Равные условия для всех ДОУ

 

??

 

 

 

несмотря на то, что его объектом могут быть совершенно разные аспекты деятельности системы, методика эта имеет следующие этапы:

Этап 1. Определяются основные параметры анализа. Все параметры, изучаемые в процессе мониторинга,  условно  разделены нами на две группы: ресурсные и результатные параметры. К ресурсным параметрам относятся все параметры, связанные с определением уровня экономичности  использования различных ресурсов ДОУ. Это могут быть следующие параметры: уровень месячных расходов в расчете на одного ребенка, уровень расхода учебного времени ребенка или рабочего времени сотрудников и так далее. Однако сами по себе ресурсные параметры ничего не значат, например, мы установили, что в определенной группе ДОУ затраты на питание детей значительно превышают затраты других садов, но мы не знаем, как оценить этот факт пока не поймем, а как выполнялись санитарные нормы питания в ДОУ с высокими и низкими затратами. Именно поэтому мы выделили вторую группу параметров, названную нами группой результатных параметров.  К этой группе  мы можем отнести такие  как, как уровень комфортности ДОУ, диапазон оказываемых услуг,  уровень заболеваемости детей и так далее (рисунок №1 строка 1).

 Этап 2. Разработка эталонных показателей. Учитывая то, что каждое исследование достаточно локально,  для анализа нам не нужны единые эталонные показатели. Их, мы должны, в каждом конкретном случае, выработать сами. Методика  определения эталонных показателей, следующая: вычисляется среднеарифметическое число затрат, от него рассчитывается уровень «среднего» показателя ( условное обозначение Ср.), например, 15% в сторону увеличения и 15% в строну уменьшения, затем, отсчитывается еще 10% для расчета показателя «Ниже среднего» (условное обозначение – Н/Ср ) И 10% для показателя вышесреднего (условное обозначение В/Ср). Оставшиеся 10% определяем как высокий показатель (условное обозначение  В), 10%, соответственно, определяем, как  низкий показатель (Н) (рисунок №1 строка 2).

Этап 3.      Этап экстраполирования показателей. По каждому параметру (ресурсному или результатному) проводиться сравнительный анализ внутри  исследуемой группы. В ней выделяются объекты с высокими и низкими  показателями (рисунок №1 строка 3)..         

Этап 4.После того, как проведен анализ по всем группам параметров с выделением уровня эффективности по каждому изучаемому объекту и параметру, каждому объекту по каждому параметру присвоен  свой уровень, проводим сравнительный анализ, условно названный нами анализ  соотношений. На этом этапе, сравниваются между собой, как правило, показатели из группы ресурсных показателей и группы результативных параметров (рисунок №1 строка 4)..

Этап 5. На этом этапе  углубленно изучаются объекты, где существует большой разрыв между  ресурсными и результативными показателями.

Именно такие объекты дают нам информацию:

  • - о наличии дисфункций системы;
  • -о наличии успешно работающих структурах, в примерно одинаковых исходных условиях

Эта информация определяет содержание дальнейшей управленческой деятельности

(рисунок №1 строка 5).

 

Обобщая всё вышесказанное, мы можем констатировать, что разработанная нами на этих основах система дистанционного управления  имеет большие возможности повышения управляемости национальной системы дошкольного образования, так как:

-делает все процессы, происходящие в ней статистически управляемыми,

-помогает в масштабах страны создать систему оперативной и адекватной   оценки качества управленческой  деятельности подсистемы любого масштаба (от каждого конкретного ДОУ страны, до масштаба Министерства) исключительно по показателям динамики состояния управляемого ими объекта,

- делает возможным осуществление оперативного, адекватного воздействия на каждую выявленную дисфункцию ДОУ, подсистемы любого уровня.

         Всё это определяет принципиально новое отношение между управляемыми и управляющими подсистемами, а именно, то, что управляющая подсистема, в данном случае, ориентирована не на элементарное администрирование, а на обслуживание управляемых подсистем, то есть на сервисную направленность свой деятельности. Именно такой приоритет управленческой деятельности, положенный в основу нашей системы дистанционного управления, обеспечивает «заботливое» отношение управляющей подсистемы к своему объекту управления, поскольку она не просто констатирует недостатки управленческой деятельности своих подчинённых, а реально совершенствует их, обеспечивая их дальнейшую успешную деятельности, а значит. Интенсивное развитие.

         В заключение, хочу выразить уверенность в универсальности нашей методологии,  что обеспечит  возможности её применения для выстраивания подобных компьютерных программ, позволяющих отслеживать процессы в любых других государственных системах. Это позволит существенно повысить управляемость государственных структур, а значит, даст большие возможности для развития нашей страны.



[1] Применяя термин национальная система дошкольного образования, мы по аналогии с термином «национальные проекты», хотим подчеркнуть масштабность явления, его общегосударственность.

 



Другие статьи автора: Фалюшина Лариса

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба