Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2009
Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира Необходимости и Разума
Вселенную Свободы и Любви
Тогда ты станешь мастером.
М. Волошин
Для современной культуры характерно разделение понятий «культура» и «цивилизация». При этом культура продолжает оставаться символом всего позитивного, цивилизация же получает иногда нейтральную оценку, а порой и негативный смысл.
Цивилизация, как синоним материальной культуры, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Вместе с тем техника, создавая материальное изобилие само по себе еще, не означает собственно культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные – они нейтральны. Культурная значимость технических завоеваний зависит от того, в каком аксиологическом контексте они используются, а это не только создание оазисов в пустыне, но и создание оружия массового поражения.
Понятие цивилизации чаще всего связывается с этим ценностно-нейтральным развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях, а понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с понятием духовного прогресса. Цивилизация тем самым представляет преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура – это внутренне достояние самого человека, оценка его духовного развития, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.
Масса литературы по проблемам культуры и цивилизации показывает, «что эти два весьма распространенных термина, составляющие основу в названиях огромного числа научных исследований, редко когда употребляются вместе (в одном контексте) и вовсе не встречаются как неразрывно связанные, не существующие друг от друга понятия. На первый взгляд это может показаться каким-то недоразумением, ибо в соответствующих публикациях содержится множество указаний на то, что культура порождает цивилизацию; немало говорится и об обратном влиянии цивилизации на культуру. Однако сам термин «культурно-цивилизационный» (именно в таком написании), который использовался бы в качестве специальной, особой характеристики той или иной общественной системы, пока употребляется еще достаточно редко» [1]. Исходя из этого, автор данной публикации, пытаясь восполнить этот пробел, хотел показать роль техники на культуру и цивилизацию не в отдельности друг от друга, а именно в культурно-цивилизационном развитии социума.
Техника в современном глобализирующемся мире, которую академик РАН В.С. Степин называет техногенной цивилизацией, имеет, прежде всего, онтологический статус, где технический прогресс – это часть эволюции природы. Человечество (в аспекте эволюционно-детерминистской глобалистики*) должно лишь правильно настроиться на этот эволюционный процесс, а «мудрость» природы сама разрешит возникший глобальный кризис.
Техногенная цивилизация родившись в европейском регионе примерно в ХIV-ХVI столетиях, сформировало то ядро системы ценностей, на которых основана современная техногенная цивилизация [2]. Для уяснения этого в социально-гуманитарной мысли (поскольку современная цивилизация породила множество глобальных кризисов, в том числе и нынешний финансово-экономический кризис), принято разделять понятия развитие и прогресс. Понятие развитие употребляется в значении социально-экономического развития, а понятие прогресс применительно к научно-техническому прогрессу. Причем наука определяет (детерминирует) технику, техника - экономику, экономика - социальное развитие. Понятие развитие является наиболее общим, так как, соответствует тем изменениям, которые удовлетворяют двум основным требованиям: во-первых, изменения носят необратимый характер и, во-вторых, в процессе изменений появляется нечто принципиальное новое. Развитие может быть как прогрессивным, т.е. ведущим к улучшению и регрессивным, т.е. ведущим к ухудшению.
В настоящее время существует три точки зрения на процесс развития общества в целом:
1. идея регрессивного развития (начиная с античной Греции);
2. идея прогрессивного развития (марксизм);
3. идея циклического развития (П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби).
Однако все едины в том, что научно-техническое развитие социума имеет прогрессивную направленность. Современное общественное развитие детерминировано развитием техники. Парадокс состоит лишь в том, что хотя развитие техники прогрессивно, то развитие общества не всегда можно назвать также прогрессивным. В чем же тут дело? Вопрос упирается здесь в понятие техника.
Под техникой (от греч. techne — искусство, мастерство, умение) понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Таким образом, техника как «производительные органы общественного человека» есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство [3].
Фундаментальным свойством техники является свойство быть средством человека и человечества в их деятельности по преобразованию природной и социальной среды и самого человека. В связи с этим развитие техники лежит в основе развития человеческой цивилизации, ее производства, науки, культуры и искусства. Фундаментальное свойство быть средством человека в преобразовании природы, самого себя и общества выражает основную социальную функцию техники. В этом выражается философская, социально-историческая и гуманистическая сущность техники.
Однако техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только как средство. Конечно, можно рассматривать, технику как самостоятельный феномен, но эта самостоятельность относительна: техника органически вписана в контекст социального бытия и сознания, составляя основу современной цивилизации, она находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогрессирует.
М. Хайдеггер, философски анализируя технику, показал, что техника не просто конструирует «технический мир», она подчиняет своему императиву едва ли не все пространство социального бытия, оказывая влияние на осмысление истории, в частности на ее периодизацию. Ныне не вызывает сомнения, что последствия вторжения техники невероятно многообразны, а в отдаленной перспективе даже непредсказуемы.
Для того чтобы разобрать роль техники в культурно-цивилизационном развитии социума следует понять, входит ли термин «техника» в круг философских понятий. В свое время И. Кант предложил, что в сферу философии входит то, что можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4.Что такое человек? [4].
На взгляд А.Р. Абдуллина, - современная техника следующим образом отвечает на эти вопросы: 1) Знать, значит достигать, знания о мире и значительная часть человеческих знаний заключена в технической деятельности – технике. Невозможно сегодня представить бытие человека без компьютеров, средств мобильной связи и т.д. и т.п.; 2) Человек не в состоянии использовать все возможности, что дает нам развитие техники. Например, она дает в наше распоряжение средства, позволяющие уничтожить все человечество. Однако та же техника может дать все необходимое для нормального проживания возрастающего населения планеты, вплоть до регулирования его численности. А какие возможности и моральные последствия несет генная инженерия? Следовательно, мораль развивающегося мирового сообщества не вправе игнорировать возможности современной техники; 3) Сегодняшний мир, его современное состояние, ни один набросок будущего не обходит техники. Она либо источник счастья, либо порока. Для одних она рост свободы личности для других угроза его суверенитету. Таким образом, можно утверждать, то на что может надеяться человек, во многом будет реализовано с помощью техники; 4) Что такое человек? Этот вопрос связан с нашим самопониманием, с исследованием нами же созданного образа. Уже из курса древней истории известно, что становление человека непрерывно связано с применением орудий. Следовательно, орудия труда, т.е. техника, позволяет ответить на вопрос: что такое человек? [5].
В феномене техники заключены основополагающие понятия, характеризующие особенности нашей цивилизации. К ним можно отнести «прогресс», «эффективность», «рациональность» и даже «природу». В современную эпоху изучение универсального воздействия технического прогресса на общество, культуру, индивида, мировоззренческий подход ко всему комплексу проблем, которое ставит перед цивилизацией развитие техники, стали неотъемлемой частью философского знания. На решение этих проблем претендуют все сколько-нибудь значительные школы и направления. Философия техники, так или иначе, является обязательным компонентом саморефлексии любого развитого общества, важнейшей частью нашего отношения к миру. В связи с этим встает задача уточнения объема понятия «философия техники».
Классическая философия рассматривает технику как продукт человеческой деятельности, изобретательности, человеческого гения. Техника здесь – служанка и помощница человека, значительно усиливающая слабые от природы человеческие силы, дающая ему возможность совершить то, что он не в состоянии совершить своими физическими силами. Техника развивает, обогащает, совершенствует жизнь человека, создает материальное изобилие, комфорт и уют, позволяет ему освободиться от забот о «хлебе насущном» и тем самым способствует раскрытию творческих способностей человека.
Бурное развитие техники стимулировало и философские исследования феномена техники. «Философия техники, понимаемая как философия человека, настаивает на том, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому. Философия техники настаивает на том, чтобы человек относился с уважением к хрупкому равновесию в природе и давал разрешение лишь на такую инструментализацию мира, которая укрепляет это равновесие, не неразрушая его. Она настаивает на том, что знание человека не должно быть направлено против остального творения, что знание это не должно быть силой, используемой с целью контроля и манипулирования, но скорее должно служить лучшему пониманию природы вещей и гармоничному в нее включению. Она настаивает на том, что человеческое понятие прогресса должно означать не вымирание других творений природы и в то же время омертвение душевных и чувственных потенций человека, но скорее увеличение своеобразия человека, которое свершится главным образом через расширение его духовности. Философия техники утверждает, что общество и цивилизация преподали нам серьезный урок, к которому в прошлом мы были склоны относиться легкомысленно, но который способен сохранить наши здоровье, единство и целостность через наше сознательное приобщение к природе вещей - приобщение, значительно более глубокое, чем погоня за материальным прогрессом» [6].
Потребность в философском осмыслении феномена техники возникла давно. Его рождение связывают с появлением на Западе в 1777 году книги И. Бэкмана «Руководство по технологии». Сам же термин «философия техники» был введен в научный оборот – в 1877 году в книге Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». В ХХ веке в трудах Ф. Дессауэра, Т. Веблена, М.Хайдеггера, Л. Мэмфорда, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Тофлера, П.К. Энгельмейера, К. Ясперса, Н. Бердяева, Ж. Эллюля и ряда других философов и ученых были поставлены проблемы онтологического статуса техники, ее сущности, закономерностей и перспектив развития. Так, в книге А.Н. Чумакова «Глобализация: контуры целостного мира» (М.: Проспект, 2005. – 430 с.) во второй главе «Ступени прогресса: динамика развития техники и науки», посвященной анализу зарождения и развития техники и науки и выявлению их роли в процессе глобализации, на богатом историческом материале показаны различные этапы научно-технического прогресса, а также вскрывается сущность научно-технической и информационной революции, исследуется их влияние на становление целостного мира [7].
Философские концепции техники ХХ века рассматривали ее не как безобидное и однозначно положительное человеческое изобретение, а как, по крайней мере, амбивалентный, двусмысленный социальный институт, лишь по видимости подвластный человеку, но на самом деле имеющий скрытые цели, подчиняющие себе и определяющие собой человеческую деятельность. Эти цели, как считает казахстанский философ Б.Г. Нуржанов, не так безобидны и однозначно полезны для человека, скорее они фатально деструктивны для человеческого существования [8].
В наши дни исследования техники развертываются в различных направлениях, техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека, сформированы различные концепции философии техники. И все же многие философы отмечают ничтожную роль, которую до сегодняшнего дня играет философия техники внутри самой философии даже при явном нарастании интереса к этой области в последнее время; неоднородность философии техники, включающей в себя и философию науки, и технологию, и социологию техники; неудовлетворенность философского осмысления техники.
Трудности философского осмысления техники связаны не только с тем, что оно далеко выходит за рамки изучения методологических проблем технического знания и технических наук, но и с тем, что оно должно включать в себя громадный комплекс разнородных проблем – отношение техники и человека, техники и природы, техники и бытия, места техники в социокультурном мире, оценки технических инноваций и научно-технического прогресса, социологических, экономических и социально-психологических условий и последствий технического прогресса, техники и окружающей среды, экологических последствий научно-технического прогресса и др.
При многообразии точек зрения на сущность феномена техники, есть и общее: они трактуют технику как-то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя и общества. То есть техника имеет фундаментальные атрибутивные свойства – принцип преобразования.
При всех огромных успехах техники жизнь человека, в основном не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, ученых, политиков, писателей волнует вопрос о роли роботизации, о возрастающих техногенных катастрофах. В пределах же философской антропологии появляется вопрос: что техника может дать человеку и чего лишить в контексте глобальных проблем?
От неизбежных в жизни опасностей и крушений человек ищет убежище в достижениях науки и техники, в утверждении своего господства над природой, в поддержке со стороны общества. Однако всякое жизненное обеспечение и надежность, обретаемые на этих путях, не устраняют постоянной угрозы человеческому существованию, ибо они представляют лишь некую частность в общих рамках тотальной ненадежности.
Сегодня мир как бы разделился в своей оценке техники. На одном полюсе технофобы, на другом – технократы. Эти противоположные оценки свидетельствуют о наличии протииворечий. Технофобия абсолютизирует возможные отрицательные последствия развития техники, подчеркивая то, что техника может в ходе своего развития выйти из-под контроля людей и может поработить их. Технократы абсолютизируют развитие техники и считают, что все проблемы человечества будут решены в ходе автономного и самодостаточного развития техники, и человек должен самоподчиниться техники. Представляется плодотворной концепция коэволюции человека и техники, согласно которой должно происходить параллельное и взаимно полезное развитие человека и техники [9].
Сложность проблемы отношений человека с техникой вполне осознавалась О. Шпенглером, который в осмыслении самого феномена техники и последствий глобальной технизации жизни далеко опережал современников. В его работе «Человек и техника» обобщены тенденции, многие из которых представляют непосредственную угрозу жизни человечества. Шпенглер, тем самым, едва ли не первый представил планетарный масштаб связанных с техникой проблем. И возможно, прав был Х. Сколимовски, утверждая, что: «Философия техники – это философия нашей культуры, философия человека в цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специализация, раздробленность и распущенность и которая осознает, что избрала ложный язык для своего общения с природой» [10].
Прививая человеку, чувство силы, техника делает основным смыслом существования человека развитие техники, тем самым, устанавливая в качестве критерия развития культуры и цивилизации уровень собственного развития. Идея общественного прогресса возникает одновременно, с осознанием первостепенной роли техники для городского образа жизни и является следствием технического развития. С развитием техники у человека растет ощущение силы могущества, все более превращающееся, пропорционально уровню технического развития, в чувство всемогущества и абсолютной власти.
Техника коренным образом изменяя изнутри само существо человека, изменяет и отношение человека к окружающему миру. Отношения включенности, подчиненности, слитности, с окружающим миром, трансформируются в отношения изолированности, исключительности, дистанцированности от природы. Природа в понимании городского «технического» человека предстает изначально как нечто чуждое и враждебное культуре, в качестве объекта обуздания, приручения, покорения. Техника в этом отношении выступает основным средством подчинения природы власти человека.
В трудах крупнейшего испанского философа-экзистенциалиста Хосе Ортега-и-Гассета (1883-1955) вопрос о технике перерастает в вопрос о бытии человека в мире. Ортега-и Гассет исходит из того, что человеческое существование, пребывание в мире вовсе не похоже на пассивное присутствие, что «человек – это онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна». Жить, согласно этому философу, означает иметь дело с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь в его интерпретации, тождественна деятельному производству, активному творчеству. А оно немыслимо без технических изобретений и создания технических средств. Реализация человеком своего бытия в мире невозможна без сбережения человеком своих усилий, которое осуществляется благодаря технике и в технике. Миссия техники – освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий, перенесение усилий на мир технических средств, на машины [11].
Однако и техника подчиняет человека себе. Например, она превратила природу в единую фабрику и оторвала человека от почвы. Техника носит безличный, универсальный характер, она нацелена на типичность и массовость. И это делает ее доступной всем народам. Ф. Дессауэр показал, что «техника, создает не только средства для достижения ранее поставленной цели, но и сама приводит к таким открытиям, результаты которых вначале никем не осознаются. Так обстояло дело, например, с музыкальными инструментами и книгопечатанием. В этом случае создания техники становятся своего рода ключами, открывающими такие сферы деятельности человека, которые расширяют возможности его природы и ведут к новым открытиям» [12].
Но если «техника, которая раньше, - отмечает Х. Ортега и-Гассет, - давала человеку чувство свободы и власти над обстоятельствами, теперь сама стала определяющим фактором его жизни. Она не только диктует человеку образ жизни, но способна диктовать и саму ее перспективу» [13]. С ним солидарен и Н. Бердяев, который свою работу «Человек и машина» начинает с фразы: «Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом, о судьбе человека и судьбе культуры» [14]. А А. Печчеи в свою очередь подчеркивал, что: «Техника стала главным фактором изменений на Земле… Человеческое развитие вступило в новую эру» [15].
Если же рассматривать проблему техники через призму ее антропологии, то сама техническая реальность все больше развивается, не столько следуя потребностям людей, сколько в силу внутренних закономерностей собственной эволюции. При этом и человеческое мышление испытывает на себе воздействие технических парадигм рассмотрения и решения вопросов. Техноцентристкое мышление, становящееся доминирующим типом научного и обыденного мышления, оказывает влияние на строй всей современной ментальности, на смещение акцентов в контексте уравновешивания в культуре рациональности и эмоциональности. В этой технизации среды обитания, человека ждут негативные последствия, так как, создавая новую систему «человек – техника – природа», он скорее руководствуется волей, чем разумом. Ведь природа является единственным источником развития. Для человека им стала и саморазвивающая культура.
Основанная на способности видеть вещи не такими, каковы они в природном контексте, и приспосабливать их для своих целей, техника, безусловно, доказывает превосходство человека над природой. Однако, удовлетворяя физические (природные) потребности, освобождая человека от власти природы, техника создает новые потребности. Таким образом, возникает необходимость в техническом опосредовании способов удовлетворения потребностей – метапотребности. Начиная с Нового времени техника, задает собственное потенциирование, тем самым приобретает черты инфинитизма: удовлетворение одной потребности формирует другую, индуцирует искусственно созданные потребности. Ф. Дюрренматт отмечал: смысл бытия есть само бытие, и потому бытие принципиально невыносимо. Применительно к предмету нашего рассмотрения это означает, что, когда функционирование техники трансформировалось в функционирование техники ради самой себя, техницистский менталитет проявился как невыносимая бессмысленность определенного стиля жизни [16].
Как известно, биосфера планеты – самоорганизующаяся система с синергетическими характеристиками. И потому технологические инновации уже нельзя представлять как переделку природного материала, который противостоит человеку. Если человек включен в биосферу как саморазвивающуюся систему, то его деятельность может отрезонировать во все участки системы и вызвать ее катастрофическую перестройку как целого. Поведение таких систем не укладывается в старые схемы.
Это означает, что человек сегодня должен рассматривать свою технологическую деятельность не как переделку нейтрального материала природы, а как трансплантацию протеза в живой организм. Биосфера также откликается на наши технологические инновации. Такое понимание было известно на Востоке, где родилась этика ненасилия (ахимса). В индийской философии – мир – живое тело, и всякое действие требует нравственных оснований. Человечество от старого менталитета техногенной цивилизации должно перейти к новому видению мира. И соответственно техники в этом мире. Из развития именно техники в первую очередь вытекает и стратегия глобализации мира.
Наиболее глубокий и сущностный анализ феномена техники был дан крупнейшим мыслителем ХХ века, немецким философом-экзистенциалистом Мартином Хайдеггером (1889-1976), раскрывшего фундаментальный и одновременно фатальный характер техники индустриального общества для форм человеческого бытия.
Философская концепция техники М. Хайдеггера противостоит антропологии техники и ее можно назвать онтологией техники. В центре его работ – онтологическая интерпретация техники, ее связи с бытием, анализ ее в контексте отношения человека с бытием. Он не приемлет примелькавшееся представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности, инструментальный и антропологический подходы к технике. Неявно полемизируя с Х. Ортегой-и-Гассетом и К. Ясперсом, Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом техника родственна искусству и сопряжена с истинным познанием. Подобно искусству техника – творчество, отлагающееся в произведении, а поскольку всякое произведение выводит из потаенности (неизвестности) в открытость, техника относится к той же области, где сбывается истина.
Однако современная техника связана с забвением бытия и его открытости. В этом исток той угрозы, которую несет с собой техника. Она формирует сугубо технический способ конструирования мира, где природа оказывается поставщиком энергии и материалов, ставится на службу производству как добыванию новых материалов, новой энергии, нового сырья. Техника из раскрытия потаенности бытия превращается в производящее, добывающее раскрытие, для которого бытие, ставшее сущим, поставлено как состоящее-в-наличии, функционально используемое человеком. Своеобразие сознания заключается в том, что онтологическая природа техники, ее сопряженность с Тайной Бытия исчезает, элиминируется из сознания. Способ обнаружения сущности техники, форма раскрытия потаенности бытия, правящего современной техникой, не будучи чем-то техническим Хайдеггер называет «поставом» (Gestell) [17].
«Постав» - это скрытая сила, порождающая сущность и феномен современной техники. Но это не просто сущность техники, а некое таинственное начало, порождающее ее. За этим малопонятным наименованием кроется глубокая мысль о том, что техника это не просто орудие или средство в руках человека, а фундаментальный социальный институт, изначально определяющий все его бытие от начала до конца. Причем, истоки этого бытия не осознаются человеком. Человек, относящийся к технике как орудию и результату своей деятельности, всегда проходит мимо существа техники. Поэтому, отмечает Хайдеггер, не человек владеет техникой, а техника изначально «лепит», формирует нужного ей человека – тип «технического» или «технократического» человека и тем самым детерминирует собой все человеческие отношения.
Таким образом, учение Хайдеггера о технике, с особой силой подчеркнувшего риск и опасность техники для современной цивилизации, и одновременно неустранимость технического орудования человеком вещами, является составной частью его критики современной цивилизации, его философии языка и концепции метафизики. Метафизика для него – не просто этап развития философской мысли, сменяемый фундаментальной онтологией. Это – определенный способ бытия, отношения человека к миру, который связан с превращением бытия в сущее, творчества – в добывающее производство, произведения – в постав, с господством утилитарно добывающего производства и труда, с забвением истины бытия - его Тайны.
В ходе своего развития, человек постепенно утрачивает эту способность, а постав - судьба человека, с потрясающей силой открыл человеку эту истину. В этом Хайдеггер усматривает позитивное предназначение техники и считает что в существе техники, таяться ростки спасительного и «частная проблема истинности высказывания трансформируется в глобальную проблему «открытости мира» [18].
Но технологический прогресс глобализирующего мира порой порождает более сложные проблемы по сравнению с теми, которые он может решить. М. Вебер полагал, что технология или техносистема ведет к «расколдовыванию мира». Оспаривая этот тезис, Ж. Эллюль не без оснований говорил о том, что чары исходят от самой техники, вызывающей у человека ощущение силы, господства и одновременно религиозный трепет перед таинственным и непостижимым источником этих возможностей. В массовом сознании обывательское восхищение чудесами техники и новейших технологий сочетается с возрастающим чувством страха перед их всемогуществом. Именно с новейшими технологиями связан кажущийся парадокс современности: растущая рационализация общества ведет к господству иррациональности.
Ф. Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» пишет: «Опыт двадцатого столетия поставил под большой вопрос заявления о прогрессе на основе науки и техники, поскольку способность технического прогресса улучшать людям жизнь, неотделима от параллельного морального прогресса человека. Без этого мощь техники просто будет обращена на цели зла, и человечество станет хуже, чем было прежде. Тотальные войны ХХ-го столетия не были бы возможны, если бы не основные достижения Промышленной революции: железо, сталь, двигатель внутреннего сгорания, самолет. У фантастического роста экономики, возможность которого создала современная наука (и техника в том числе – Е.У.), есть и обратная сторона, поскольку этот рост привел к серьезным повреждениям окружающей среды во многих частях света и создал вероятность глобальной экологической катастрофы» [19].
С другой стороны, еще в 1975 году в своей нобелевской лекции академик А.Д. Сахаров отметил, что «любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям прошлых столетий - не реалистичны. Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации» [20].
Неслучайно, технологические перевороты, изменяющие до основания состояние общества, американский футуролог Э. Тоффлер называет «последовательными волнами цивилизации». Для каждого из этих обновленных состояний общества характерно превращение прежде спорадических форм экономической деятельности в ведущие отрасли экономики, где создается основное богатство общества. Так произошло в древности и в средние века с появлением и расцветом ремесла, а в Новое время - с превращением изготовления орудий труда в индустриальное производство. Так же обстоит дело и в постиндустриальном обществе, где производство знания и информации становится ведущей сферой деятельности людей. Теперь именно здесь создается главное богатство общества [21].
«В своем развитии современная техника, - констатирует А.Р. Абдуллин, - достигла столь высокого уровня, что свои же технические недостатки она устраняет средствами все той же, только более усовершенствованной техники. Развитие техники становится делом самой техники - технизацией самого управления. Достижения в области запланированного развития техники стали поистине грандиозными, что возникла мировоззренческая установка технократии: метод управления техникой средствами самой техники примененный к развитию общества устранит все недостатки. Но такая установка есть, не что иное, как научное суеверие. Иначе говоря, современный век – век техники пытается по-своему, по технически переустроить и предопределить жизнь общества. Речь идет именно о техническом, а не научном отношении к будущему общества. Техника отличается от науки тем, что мобилизует свои возможности для достижения на практике наперед заданных свойств. Техника именно планирует свои результаты. Наука же не знает, что она получит в результате своей исследовательской деятельности» [22]. Поэтому: «Всякому планированию и умению - отмечает Ясперс, - поставлен предел там, где человек должен свободно отдаться на волю случая. То, чего он способен достигнуть, по самой своей сущности недоступно исчислению; рассматривая же это как свою цель, мы только нарушаем, или уничтожаем ход вещей. Наши возможности приходят из будущего, неожиданно, просто и захватывающе, по ту сторону и до всякой техники, объемля и саму технику» [23].
Новые технологии, вызывая непредвиденные, непредсказуемые и в то же время необратимые последствия, постоянно ставят под сомнение будущее человечества. Например, такие достижения генной инженерии, как зачатие человеческого эмбриона в пробирке, выращивание отдельных органов человеческого тела ставят философов, юристов и правоведов перед серьезными дилеммами. Безответственны биолого-генетические исследования, поспешно внедряемые в жизнь и грозящие возникновению болезней, способных уморить человечество.
Химизация, токсикация, компьютеризация с прицелом на создание искусственного интеллекта - все это удары, один мощней другого, по ветке, на которой мы сидим.
Новые технологии, с одной стороны, расширяют возможности общества, с другой стороны, увеличивают их уязвимость. Чем сильнее зависимость людей от высоких технологий, тем больше вероятность допустить какую-нибудь трагическую ошибку, глобальный сбой, способных привести к катастрофе мирового масштаба. И сегодня уже не остается сомнений в том, что дальнейшее развитие техники во многом содержит в себе реальную угрозу культуре и обществу. В многочисленных фильмах и литературе («Матрица», «Терминатор», «Я - робот», «1984», «Заводной апельсин») данная тенденция прослеживается очень четко. Здесь можно говорить о наличии крайностей в изображении значения феномена технизации: оно часто преувеличивается и проявляется в утрированно-отрицательном виде, что способствует укреплению ощущения неуверенности в завтрашнем дне.
Наиболее ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба - объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой цивилизации. В книге «Человеческие качества» А. Печчеи отмечал: «Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел и четвертый, и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего» [24].
Известный немецко-американский философ, ученик Гуссерля и Хайдеггера, Ганс Йонас (1903-1993) в своих многочисленных лекциях обращал внимание слушателей на то, что если человечество хочет выжить, то в своей хозяйственной деятельности оно должно руководствоваться принципом ответственности перед природой и будущими поколениями. Эта мысль философа, изложенная им в книге «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации» (Hans Jonas. Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethnik fur die technologische Zivilisation. Frankfurt am Main. 1979) является важным вкладом в формирование новой этики, соответствующей реалиям технологической цивилизации. Так, в частности, в своей книге он отмечает, что: «Сегодня techne, в форме современной техники, превратилось в бесконечный марш-бросок человеческого рода, в самое значительное его предприятие, так что мы впадаем в искушение видеть в его постоянно превосходящем самого себя продвижении вперед, к все более значительным предметам, призвание человека, а успех этого продвижения, выражающийся в максимальном господстве над вещами и самим человеком, представляется исполнением человеческого предназначения. Так что триумф homo faber над его внешним объектом означает также и одержанный верх во внутренней организации homo sapiens, вспомогательной частью которого он обыкновенно являлся. Иными словами, даже если отвлечься от субъективных дел технологии, она приобретает этическое значение уже вследствие центрального положения, занимаемого ею теперь в субъективной целевой жизни человека. Ее кумулятивное творение, а именно расширяющаяся искусственная среда, по причине постоянного обратного действия, усиливает вызвавшие ее к жизни специфические силы: то, что уже создано, вынуждает к применению все новой изобретательности для его поддержания и дальнейшего развития, отплачивая за это еще большими успехами, которые вновь влекут за собой властные притязания. Эта положительная по результатам обратная связь функциональной необходимости и вознаграждения, в динамике которой не следует забывать также и о гордости за достигнутые успехи, питает растущее превосходство одной стороны человеческой природы над всеми другими, причем, что неизбежно, за их счет. Хотя не бывает большой удачи, чем успех, но и ничто не берет нас в плен так, как он. Рост человеческого могущества затмевает своей престижностью все, что составляет сущность полноценного человека, а потому этот рост, поскольку он приковывает к себе все более значительные силы человека, сопровождается умалением его понятия о себе самом и его бытия» [25].
Сегодня некоторые философы и культурологи склонны считать технику, вернее, ее господство в современном обществе, едва ли не самым главным злом современной цивилизации. Опасность техники может заключаться в том, что человек попадает в полную от нее зависимость. Существование и ускоряющееся развитие техники уже нельзя остановить. Человек начинает воспринимать весь окружающий мир как объект преобразований, то есть существует опасность превращения самого человека в подобие бездушного механизма. В этой связи небезосновательно утверждение известного казахстанского философа А.Г. Косиченко, что: «Основное негативное содержание техники состоит в том, что на ее развитие человек расходует свои человеческие силы и тем в большей степени, чем эта техника сложнее и чем, казалось бы, необходимее как раз с точки зрения высвобождения человека» [26].
Но технизация различных сфер жизни проходит уже несколько десятков лет, и развитие техники идет параллельно процессу гуманизации общества. Пока еще вред техники гораздо меньше негативных последствий фанатизма и негуманных общественных отношений, ведь техника обеспечивает не только комфорт, она помогает человечеству избавиться от страшных болезней, от голода, от последствий природных катаклизмов. Техника способствует и повышению образованности человечества, и знакомству с культурой самых разных народов и регионов. Тем не менее, будущность современной цивилизации зависит от того, в какой мере развитие техники будет соотнесено с возможностями природной среды и целями нравственного совершенствования человечества. Для того, чтобы техника в своем агрессивном развитии не уничтожила человека и природу, нужны значительные волевые усилия и практические шаги общественных организаций, правительств, всего мирового сообщества.
Таким образом, роль техники в культурно-цивилизационном развитии социума и продолжающихся процессов глобализации всех сторон общественной жизни и человечества в целом, действительно приобретает вид «онтологического кентавра» (Х.Ортега-и- Гассет), создав возможность немыслимый прежде скорости сообщения, приведя человечество, как говорил К. Ясперс, к глобальному единению. Отныне начинается история единого человечества, единой становится его судьба [27]. Однако мы никогда не должны забывать, что: «Прогресс науки и машин - это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека» (Э. Флайано).
Литература:
1. Чумаков А.Н. Философское измерение глобализации // Философия в контексте глобализации. – Алматы: ИФП, 2009. – 402 с. – С. 90-134 (92).
1. Степин В.С. Глобализация, динамика культур и поиск новых ценностей // htpp: spkurdyumov.narod.ru/GlobDinCul/htm
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000. - 368 с.
3. Кант И. Логика // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т. 8. - М, 1994. - С. 280
4. Абдуллин А.Р. Техника и ее философия // Абдуллин А.Р. Основы глобалистики: Учебное пособие. Уфа, РИО БАГСУ, 1999. – 128 с.
5. Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - С. 249.
6. см. Чумаков А.Н. Ступени прогресса: динамика развития техники и науки // Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. - М.: Проспект, 2005. - 430 с.
7. см.: Мир начинается у твоего порога // Сборник статей под общей ред. проф. Н.Г. Нуржанова. - Алматы: 2000. - С. 9-18.
8. Байдаров Е.У. Феномен техники в аспекте эволюционно-детерминистской («технократической») глобалистики и современных процессов глобализации // «Современность: мир мнений». Философский альманах (Алматы, КазНПУ им. Абая). - 2005. №3 (ч.2) - С. 120-125.
9. Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - С. 242.
10. см. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.: Весь мир, 1997. - 770 с.
11. Цит. по: Ясперс К. Современная техника // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
12. см. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.: Весь мир, 1997. - 770 с.
13. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. - 1989. №2. - С. 147.
14. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. – 312 с. - С. 39.
15. см.: Техносфера и биосфера: социально-философские и политические аспекты взаимосвязи (материалы круглого стола) // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 1997. №3. - С. 25.
16. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост. и пер. В.В. Бибихина. - М.: «Республика», 1993. - 447 с.
17. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. - Серия «Мир культуры, истории и философии». - СПб: Издательство «Лань», 2000. - 192 с. – С. 121.
18. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: АСТ: Ермак, 2005. - С. 34.
19. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. - М.: Советский писатель, 1990. - С. 53.
20. Тофлер Э. Третья волна. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 781 с. - (Philosophy).
21. Абдуллин А.Р. Техника и ее философия // Абдуллин А.Р. Основы глобалистики: Учебное пособие. Уфа, РИО БАГСУ, 1999. – 128 с.
22. Ясперс К. Современная техника // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. – С. 98.
23. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. – С. 68.
24. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / Перевод с нем., предисловие, примечания И.И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 480 с. (Человек и мир). – С. 54.
25. Косиченко А.Г. Свет духовных истин. Фрагменты разных лет // Адам әлемi - Мир человека. Философский и общественно-гуманитарный журнал (Алматы, ИФП). - 2008. №4. - С. 107-112.
26. Ясперс К. Современная техника // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. – С. 205.
* создание классификации основных направлений современной глобалистики, анализ тенденций её исторической эволюции отношении направлений глобалистики, сформировавшихся на Западе была осуществлена Г.С. Хозиным в 80-е годы XX века. Эта классификация не потеряла своего научного значения и в настоящее время. См.: Хозин Г.С. Глобальные проблемы современности. - М.: 1982.