Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №30, 2013-2014
Lemire B. Cotton (Textiles That Changed the World). London, Berg Publishers, 2011. 192 pp.
«Хлопок» представляет собой динамичный обзор истории важнейшего в мире волокна. Это третья из серии книг издательства Berg о тканях, которые изменили мир, после «Шотландки» Джонатана Фэйрза (2008) и «Войлока» Уиллоу Маллинс (2009). Но если Фэйрз рассматривал свой предмет с точки зрения теоретика культуры, а Маллинс — с точки зрения специалиста по защите культурного наследия, то Беверли Лемайр — с точки зрения признанного и опытного историка, в чьей работе соединены социальная история и исследования в области материальной культуры. Будучи профессором и почетным членом кафедр классической истории и экологии человека Альбертского университета (Канада), Лемайр издала несколько монографий и сборников, посвященных роли текстиля и одежды в повседневной жизни Великобритании в Новое время. Лемайр, исследователь внимательный и неординарно мыслящий, применяет свое глубокое знание истории, рассказывая о ткани, преобразовавшей экономику и обычаи стран по всему миру. «Хлопок» — небольшая книга в 192 страницы, полная грандиозных идей, как нельзя лучше подходящая для занятий со студентами, составления описаний музейных экспонатов и чтения продвинутыми модниками, интересующимися историей.
Книга состоит из четырех частей, обрамленных введением и заключением. В ней 25 черно-белых и 25 цветных иллюстраций. Само повествование открывается в первой части рассуждениями о производстве хлопковой ткани в Индии в XIV веке и ее роли как товара в торговле между этой частью Азии и Западной Европой. Индия видится скорее как основной двигатель мировой торговли, чем как второстепенный ее участник. Вторая часть рассматривает социополитическую роль хлопковой ткани в Англии периода модернизации, в частности импортируемой хлопчатобумажной материи как движущей силы демократизации стиля и основного средства самовыражения в зарождающемся потребительском обществе. Основываясь на знаменитых словах Эрика Хобсбаума, утверждавшего, что «говоря „промышленный переворот", мы говорим „хлопок"» (Hobsbawm 1968), Лемайр в третьей части переходит к производству хлопка на Западе. Она протягивает логическую цепочку от предпринимателей и сельских, фабричных, заводских рабочих индустриальной Англии к землевладельцам и рабам с хлопковых плантаций стран Атлантики. Индустриализация Великобритании повлияла на Индию, поскольку ввозимая из Англии пряжа оказалась дешевле и качественнее местной. Четвертая часть по-новому освещает предмет, нередко вызывающий особую ностальгию, — лоскутное шитье. Лемайр рассматривает три этапа его истории: живую индийскую традицию вплоть до прибытия первых португальских кораблей около 1500 года, распространение в странах Атлантики и, наконец, сосуществование промышленного производства ткани и лоскутной техники в ручном труде мастериц. Заключение строится вокруг анализа денима как символа эпохи промышленного хлопка с 1800-х годов по сегодняшний день. Некоторые из этих сведений могут быть известны специалистам, но Лемайр умело переплела разные темы в едином всестороннем исследовании.
Повествование Лемайр об импорте хлопка в Англию Нового времени демонстрирует ее талант к обобщению. Вопреки утратившим новизну замечаниям Ролана Барта об обманчивости медиа и системе моды, Лемайр с полным основанием встраивает свой предмет в парадигму ранней истории моды, формировавшей современную западную культуру начиная с XVII века. Ее рассказ охватывает период, начинающийся задолго до наступления эры прет-а-порте, во времена, когда мода была неизбежно связана с новшествами в области материала, цвета и декора. Красочные многоцветные ткани из Индии появились на Западе как восточная экзотика, когда специальные законы еще регулировали, кто какую одежду должен носить. В то время как элита традиционно одевалась так, чтобы подчеркнуть свое высокое положение на социальной лестнице, менее привилегированные отвергали общественные условности и юридические установления, приобретая индийскую материю и противопоставляя им собственную крикливую, дешевую моду. Женщины сыграли значительную роль в создании этой ранней уличной моды. Недорогие хлопковые ткани из Индии убедительно ознаменовали социальный и культурный сдвиг, ставший на Западе отличительной чертой эпохи. Эта история, возможно, знакомая специалистам по Новому времени, нечасто излагается в литературе о моде. Лемайр, выводя ее на поверхность, оказывает немаловажную услугу истории моды. Она повторяет этот трюк на протяжении всей книги, отбирая информацию из профессиональной литературы и помещая ее в более широкий контекст.
Исследователям материальной культуры принцип организации «Хлопка» покажется знакомым. В последние десятилетия распространенной практикой среди историков и журналистов стало выбрать конкретный предмет — это может быть карандаш, треска, застежка-молния — и сделать его отправным пунктом исследования в более широком культурно-историческом контексте. Отличительная черта «Хлопка» Лемайр — это ее умелое сочетание изучения первоисточников с вдумчивым анализом артефактов. Лемайр — талантливый исследователь, наделенный дисциплинированностью и терпением. Закатав рукава, она проштудировала горы подлинных свидетельств, прочла множество книг по экономической, социальной и материальной истории, изучила музейные собрания. Плодом ее усердия стала книга, полная творческих идей, написанная простым языком. «Хлопок» — это образец исследования для ученых, стремящихся поместить изучение моды в исторический контекст.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Hobsbawm 1968 — Hobsbawm E. Industry and Empire: From 1750 to the Present Day. London: Pelican, 1968.