Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №30, 2013-2014
Елена Мельникова-Григорьева — культуролог, семиолог и философ, научный сотрудник Отделения семиотики Тартуского университета. Автор книги «Безделушка, или Жертвоприношение простых вещей. Философически-семиотические заметки по пустякам» (2008).
Оксфордский словарь дает десять страниц определения искусства. Для данной работы будет важен аспект сознательной творческой симулятивной активности. Собственно, это вопрос зарождения и развития самосознания. Самосознание в такой перспективе состоит в осознании симулятивной природы знаков выражения, симулятивной природы языка в самом общем семиотическом смысле этого слова.
В рассмотрении этой проблемы мы должны учитывать обе перспективы эволюции сознания — онтогенетическую и филогенетическую. Мы рассматриваем человека как конечный продукт эволюции сознания в том физическом теле, которое мы получили в процессе со-эволюции органов тела — мозга — органов речи. Несомненно, что человеческий язык имеет органическое происхождение, однако он не ограничивается конкретным телом и может передаваться на неорганических носителях. Логика развития сознания, в том числе человеческого, представляется более или менее очевидной.
Все начинается с границ тела — у нас — с кожи. С тактильных ощущений.
Поэтому массаж и любовные ласки так важны для нормального развития человека с рождения до самой смерти. Кожа — самая непосредственная сенсорная мембрана нашей самости. Форпост соприкосновения с другим, не с собой. Под воздействием этих опытов рефлексии другому, то, что содержит кожа, постепенно развивается в самые разнообразные формы — зоны сенситивности, чувствительности разной функциональной направленности. (У насекомых несколько иначе.) Управляет этим процессом развития, то есть функциональной сегрегации, контрольный орган, накапливающий память сенсорных опытов и обрабатывающий их на предмет функциональности. Можно сказать, что контрольный орган — мозг — постепенно развивает дистанционные органы по сбору информации, все более отдаленные от своего непосредственного носителя — тела. Коммуникация с окружающей средой — процесс взаимообразный, среда влияет на организм и организм влияет на среду.
Постепенно в ходе эволюции мы получаем человека, у которого сенсорное пространство выходит далеко за пределы его телесной оболочки. Но тело имеет огромное значение. Анатомия — это судьба, как, утверждают, говаривал Фрейд. Тело — органическое вместилище сознания, покрытое специфицированной кожей. Возможно, в скором времени наши тела претерпят серьезные изменения, ведь то, как мы выглядим, зависит от нашего образа жизни.
Самая развитая часть тактильности — рука. Самый дистанционный из непосредственно «кожных» органов управления. У руки — пальцы.
У человека руки достигают совершенства. У Паганини, например.
Энгельс несомненно прав, утверждая, что развитие рук непосредственно связано с развитием мозга. Опыт творения не может быть только мозговым, он постоянно проверяется на ощупь, в первую очередь руками. Чем больше органов сенситивности, тем полнее и разнообразнее картина реального. Что раньше — кожа или мозг? — вопрос праздный.
Все органы чувств происходят от все утончающегося на кончиках пальцев чувства шкуры, переходящего в очень точный указующий в первую очередь жест. Я также уверена, что письменность в основе имеет все уточняющийся жест — иероглиф.
Жест — это мускульное усилие, действие, событие. Жест — свидетельство направленного импульса, сообщения извне вовне. Жест становится первым осознанным сигналом, не равным себе самому сообщением. Не равным потому, что он отразился от другого. То есть произошел контакт. Микеланджело исключительно точен, когда представляет Творение как соприкосновение пальцами — жест, ожидающий ответного жеста.
Обмен жестами эволюционирует в ритуал — симуляцию действия. Ритуал закрепляет в памяти идеальные жесты, постепенно все более утрачивая связь с первоначальной функциональной телесностью. Классический балет представляет идеальные тела под контролем идеального хронометра.
Направленность жеста всегда материальна, в том смысле, что жест преобразует материю — пространство вокруг себя в границах своего выражения. Жест оставляет следы на теле бытия. Бытие оставляет шрамы на теле. Мнемонические улики. Эти улики направленной деятельности становятся все более осознанными — фигуративными. Мозг человека буквально формирует, лепит, творит новые миры вокруг себя.
Лепка моделирует пространство, жест — время. Жест моделирует тело, тело моделирует желания мозга. Пространство и время всегда едины, вопрос в окказиональных предпочтениях. Аналоговость-дигитальность нам даны как способность к со-бытию — движению того, что движется, — тела.
И в заключение этой заметки я полагаю, что, как бы это ни шокировало моих коллег, Фрейд прав, утверждая, что первичным материалом для творчества младенца служат его экскременты. Самопроизведенный излишек жизнедеятельности. Зона роскоши — игры, формирование излишков потребления. Глина — самый удачный субститут этих излишков. Мне кажется, что современному искусству давно пора заняться хотя бы глиной. ;)