Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №30, 2013-2014
Хайке Йенс (Heike Jens) — доцент Parsons the New School for Design, кандидат на соискание докторской степени, участница междисциплинарного исследовательского проекта «Униформизм в движении: процессы, ведущие к единообразию телесности и гардероба» (Uniforms in Motion: The Process of Uniformity in Body and Dress), осуществляемого на базе Института истории текстиля (Institute of Cultural History of Textiles) при Дортмундском университете (Германия).
Хотя ценность понятия «аутентичность» как инструмента для культурологического анализа была подвергнута сомнению, в сфере торговли это слово зачастую играет роль дополнительного ярлыка и действует как эффективный инструмент продаж. Оно применяется не только к новым или оригинальным объектам, но также к воссозданным репликам и стилистическим мотивам, относящим нас в прошлое. Как утверждает Марк Джонс, тяга к аутентичности возросла вместе со страстью к возрожденчеству (Jones 1992: 7). Самое яркое проявление этого феномена — жажда аутентичности в моде. Но какова связь между аутентичностью и тягой к воспроизводству отошедших в прошлое модных стилей? И какие коннотации возникают, когда слово «аутентичность» произносится в контексте, имеющем отношение к внешности и манере одежды?
Основанная на результатах этнографического исследования, проведенного в среде современных германских «шестидесятников», статья содержит анализ средств (в основном имеющих отношение к гардеробу и манере одежды), которые используются для создания аутентичного ретростиля. Ключевой вопрос: каким образом и за счет чего внешность и персональный гардероб человека приобретают ореол аутентичности — и как аутентичность, берущая начало в мире объектов (вещей), распространяется на субъекта (человека)? Этот анализ, объектом которого стали не только процессы, происходящие в среде «шестидесятников», но также политика коммерциализации аутентичности бренда, рассмотренная на примере компаний Retrofame и Adidas, покажет, что аутентичность не является ни свойством, изначально присущим предмету, ни сущностной характеристикой личности — скорее, это инструмент взаимодействия, использующийся актерами той или иной культурной сцены.
Аутентичность особенно важна для людей молодого возраста, для них она орудие, помогающее выстроить образ неповторимой индивидуальности на основе особой модели потребительского поведения. Аутентичность товаров и брендов подтверждают ярлыки, на которых отдельной строкой печатают: «оригинальная продукция» (genuine article), «аутентичный стиль» (authentic style) — такие пометки часто встречаются на ярлыках джинсов и спортивных костюмов. Среди компаний, активно использующих идею аутентичности при продвижении своей продукции, выделяется германская фирма-производитель спортивной одежды и обуви Adidas. Эта компания воплотила в жизнь концепцию глобальной торговой сети, где продаются реплики оригинальных изделий марки Adidas, рассчитанные в первую очередь на молодого, но искушенного потребителя, жаждущего обладать только «реальными вещами» — пусть даже и вторично воспроизведенными. Следуя аналогичной стратегии, компания Retrofame (имеющая головной офис в Вене) совмещает торговлю одеждой секонд-хенд с концепцией винтажных брендов, изобретая некую «личную историю» для каждой перепроданной рубашки.
В отличие от потребителей, приобретающих дорогие фирменные вещи «в стиле ретро», ретрогруппировки, такие как современные «шестидесятники», с головой погружены в процесс воссоздания аутентичного образа, соответствующего избранному ими периоду. Для «шестидесятников» оригинальная одежда 1960-х годов — это непременная часть целостного образа жизни «в духе шестидесятых»; они кропотливо воссоздают исторический облик, дополняя одежду соответствующими аксессуарами, прическами и макияжем.
Играющие историю: «шестидесятники»
В противоположность «карнавальному» способу использования ретро-гардероба, о котором пишет Грегсон с соавторами (Gregson et al. 2003), истинные приверженцы стиля шестидесятых одеваются сообразно моде этого периода не только «по случаю», например идя на тематическую вечеринку, — для них это повседневная одежда. Следуя своим культурным убеждениям, они исповедуют образ жизни, который полностью посвящен стремлению воплотить в реальность миф о 1960-х. Возраст «шестидесятников» разнится от шестнадцати до тридцати с лишним лет, среди них много студентов, и практически все эти люди принадлежат к среднему классу. Их гардероб состоит из оригинальных вещей, изготовленных в шестидесятые годы, и одежды, которую они сами шьют по старым выкройкам и образцам; их манера одежды и весь внешний облик служат одной цели — реконструировать «аутентичный» стиль шестидесятых.
Первым образцом для подражания поклонники шестидесятых избрали эстетику, созданную британскими модами (см.: Hebdige 1974). Предтечами сегодняшних «шестидесятников» были энтузиасты, стремившиеся вернуть к жизни «стиль модов» в 1970-е и 1980-е годы; благодаря их усилиям он вышел на интернациональную сцену и довольно широко распространился во всем мире (см.: Lentz 2002; Rawlings 2000).
Чтобы достичь своей цели, «шестидесятники» исследуют характерные особенности стиля, а также любые детали, из которых складывался неповторимый облик этого периода, и весьма последовательно воплощают свое знание в одежде и во всем своем облике. Иными словами, их интересует не только «классическая» мода шестидесятых, хотя они и являются преданнейшими ее поклонниками, но также целый ряд культурных явлений, которые в ретроспективе ассоциируются с данным временным отрезком, начиная стилистикой поп- и оп-арта и заканчивая возникшими во второй половине 1960-х годов психоделической эстетикой и стилем хиппи.
«Шестидесятники» пополняют свои знания в процессе культурного взаимодействия с соратниками и накопления потребительского опыта, а также соприкасаясь с образчиками визуальной и материальной культуры 1960-х годов — кинофильмами, обложками пластинок, модными журналами и оригинальными артефактами, такими как приобретенная с рук или в магазинах секонд-хенда одежда (JenB 2004b). Такая одержимость стремлением впитать в себя дух времени, вникая в дожившие до сегодняшнего дня следы, — это то, без чего невозможно создать «достоверный» ретрооблик и показать себя истинным знатоком, а это также важная часть (суб)культурного капитала «шестидесятников» (Bourdieu 1992; Miles 1996; Thornton 1995). Чтобы ретрооблик был убедительным, им приходится воссоздавать моду шестидесятых во всех ее проявлениях, не только тщательно продумывая гардероб, но также уделяя самое пристальное внимание аксессуарам, макияжу, прическам, умению танцевать и правильно держать осанку. Стремление к аутентичности, реализующееся через тщательное воссоздание, — главная забота участников этого действа, характеризующая самую суть их индивидуального и коллективного самоотождествления с образом ожившего прошлого.
Чтобы поддерживать «аутентичность стиля», они охотятся за «оригиналами», которые наделяются в этой среде особой ценностью, становясь коллекционными экземплярами и сокровищами, в которых обитает живой дух шестидесятых (Pomian 1987: 50). В «традиции западного мировосприятия предметы — это вместилища памяти. они составляют для нас основу картины прошлого» (Kwint 1999: 2). Вещи родом из шестидесятых ценятся очень высоко не только потому, что уже давно перестали быть продукцией массового производства; главное — они стали редкими. Некоторые из них и вовсе уникальны; а если какая-то вещь существует в единственном экземпляре, это означает, что никто другой не наденет такую же. Это прошлое, материализовавшееся в настоящем, и, следовательно, средство, позволяющее вписать историю в современный контекст (Korff & Roth 1990; Kwint 1999). Дожившие до наших дней материальные объекты — это подлинные свидетельства культурной истории, позволяющие «шестидесятникам» в буквальном смысле «соприкоснуться» с идеализированной ими эпохой длиной в десятилетие.
Однако находить оригинальные вещи с каждым днем все труднее, поэтому далеко не вся одежда, которую носят «шестидесятники», аутентична по своей природе. Несмотря на презрение к убогому качеству современной продукции массового производства, многие из них все же покупают новую одежду, если она вписывается в стиль шестидесятых, в частности однотонные рубашки и брюки «хипстерского» фасона. В умелых руках такие вещи приобретают индивидуальность и наделяются «аутентичным» духом шестидесятых — иногда для этого их приходится частично переделывать, а иногда достаточно правильно соединить их в ансамбль с каноническими предметами гардероба из подлинного арсенала шестидесятых (см.: JenB 2004b). Процесс адаптации новых, произведенных современной промышленностью вещей к возложенной на них «исторической» роли занимает важное место в построении уникального образа, но у него есть еще одна цель — привести эти вещи в соответствие с идеологией гардероба «только шестидесятые и никаких компромиссов», в частности, обыграть и подать их таким образом, чтобы даже наметанный глаз не заметил новодела.
Поскольку массовый рынок одежды не может обеспечить «шестидесятников» ретромоделями на каждый сезон, им приходится кое-что шить на заказ или осваивать портновское искусство самостоятельно. При этом используются оригинальные выкройки и образцы. Для «шестидесятников» крайне важно добиться эффекта «подлинности», поэтому они придают огромное значение правильному выбору ткани, ведь от этого зависит то, как одежда будет сидеть и каким будет общее впечатление от нее. «Правильный покрой — это много, но все решает правильный выбор материала» (Barrell 2002). Практически никто не пытается заново воссоздать материалы, которые канули в прошлое вместе с эпохой шестидесятых, поскольку в результате таких попыток «обычно получается не совсем то, что ожидалось, и то, что это подделка, зачастую просто бросается в глаза» (Ibid.). Эта цитата, заимствованная с веб-сайта «шестидесятников», демонстрирует, сколько внимания к деталям требуется для того, чтобы выстроить внешне убедительный «аутентичный» ретрообраз. Подобный микроменеджмент затрагивает не только те аспекты, которые касаются стремления довести до совершенства свою физическую оболочку, но и все стороны материальной культуры, в контексте которой протекает повседневная жизнь, включая выбор модели автомобиля и обустройство интерьера. Если дом под стать гардеробу — обставлен мебелью и украшен предметами родом из шестидесятых годов, можно говорить о том, что человек настолько погружен в стилистику этого периода, что его жизнь протекает в особом, сотворенном его собственными усилиями мире шестидесятых. Он совершает воображаемое путешествие во времени, а гардероб и жизненное пространство — это технические средства, связывающие иллюзию с реальностью (см.: JenB 2004b)...
(Продолжение статьи читайте в печатной версии журнала)