Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 15, том 2, 2017

Елена Завершинская
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ «В ПУСТЫННОЙ ХРАМИНЕ…»

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения,
Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета,
(Куйбышев, Российская Федерация),
Lensvet73@mail.ru

 

В статье предлагается анализ стихотворения М. И. Цветаевой «В пустынной храмине…» (1922). Опровержение мнения Марка Слонима об отсутствии религиозности у Цветаевой стало отправной точкой для анализа. Первоначальное восприятие текста как принадлежащего тематической группе «любовная лирика» опровергнуто в ходе его аналитического прочтения. Возможность неоднозначной трактовки возникает в силу того, что Цветаева создает многоуровневую систему отсылок, затемняющих смысл всего произведения. Названы только отдельные художественные детали, такие как «ладан», «Логос», «земные руки», расширяющие границы семантического поля стихотворения. Так, «земные руки» символизируют Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду, и отсылают к Евангелию от Иоанна. Именно в этом варианте прочтения создается оппозиция «Божественное—земное», переводящее смысл стихотворения во вневременной план. Стихотворение «В пустынной храмине…» становится воплощением мироощущения Цветаевой и выражением ее представлений о сущности поэтического творчества.

 

 

Elena A. Zavershinskaya
Kuybyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University
(Kuybyshev, Russian Federation)
Lensvet73@mail.ru

THE GOSPEL OF JOHN IN MARINA TSVETAEVA’S POEM “V PUSTYNNOY KHRAMINE…

The article is devoted to the analysis of M. I. Tsvetaeva’s poem “V pustynnoy khramine…” (1922). The rejection of Mark Slonim’s opinion about the lack of religiousness in M. Tsvetaeva’s poems became a starting point for the analysis. An initial perception of the text as that one belonging to “love lyrics”, has been disproved due to analytical reading. The ambiguity of interpretation is possible by virtue of the fact that M. I. Tsvetaeva creates multilevel system of the hints, which darkens the message of the poem. Only some artistic details such as “incense”, “Logos”, “earthly hands” are mentioned, thus expanding the boundaries of the semantic field of the poem. For instance, “earthly hands” are seen as a symbol of Jesus Christ praying in the garden of Gethsemane, and refer to the Gospel of John. It is this way of interpretation that makes possible the opposition “the Divine” and “the Earthly”. Thus, the poem “V pustynnoy khramine…” embodies M. Tsvetaeva’s world perception and expresses her ideas of essence of poetic work .



Другие статьи автора: Завершинская Елена

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба