Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » №4, 2019

Николай Соболев
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА РАССКАЗА И. С. ШМЕЛЕВА «ПОЛОЧКА» (ОТ РУКОПИСИ К ПЕЧАТНОМУ ТЕКСТУ)
Просмотров: 128

Николай Иванович Соболев
кандидат филологических наук,
доцент кафедры классической филологии,
русской литературы и журналистики,
Петрозаводский государственный университет,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
sobnik@yandex.ru

Аннотация: 

В творческом архиве И. С. Шмелева сохранились материалы двух редакций рассказа «Полочка» (1909), сопоставительный анализ которых позволяет выявить генезис художественной структуры произведения. Первая редакция строится вокруг образов мальчика-подростка и его хозяина, старика-податного чиновника, одержимого жаждой власти. Старик стремится духовно подчинить мальчика, владеть им как вещью. На этом построен психологический конфликт. В образе старика прослеживается влияние образа Барона из трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь». Лейтмотив трагедии «власть золота» переосмысливается в рассказе во «власть знания». Замысел Первой редакции — показать духовный кризис современника, одержимого стремлением обладать знанием и властвовать — не воплотился в законченном произведении. Во Второй редакции автор выразил идею произведения через утверждение преображающей силы знания. Он усложняет нарративную структуру текста, изменяет образы главных героев, идею духовного подчинения трансформирует в идею духовного родства, в которой появляются евангельские коннотации. Главные герои противопоставляются «родовому» окружению по принципу бинарной оппозиции «духовный — бездуховный», «человек книжной культуры — человек, одержимый жаждой наживы».

 

 

Nikolay I. Sobolev
(Petrozavodsk, Russian Federation)
sobnik@yandex.ru

The Dynamic Poetics of Ivan Shmelev’s Story “The Small Shelf”
(From a Manuscript to the Printed Text)

Acknowledgements: The article was written with the support of Russian Foundation for Basic Research (RFBR), grant no. № 18-012-00381а. Abstract. In the archive of Shmelev’s documents are kept the materials of two versions of the story “The Small Shelf” (1909). Their comparative analysis allows disclosing the genesis of the artistic structure of the writing. The first draft is structured around the characters of a teenage boy and his boss, an old man obsessed with the hunger for power. The old man is striving to subject the boy spiritually and possess him like a thing. This is the core of the psychological conflict of the work. The character of the old man has the features of the image of the Baron in A. S. Pushkin’s tragedy “The Miserly Knight”. The motif of the “power of gold” is transformed into the “power of knowledge” in the story. The idea of the first edition to show a spiritual crisis of a contemporary obsessed with aspiration for knowledge and power was not implemented in the final edition of the work. In the second edition the author showed the idea of the story through the affirmation of a transformative power of knowledge. He complicates a narrative structure of the text, changes the images of the main characters and transforms the idea of spiritual obedience into the idea of spiritual kinship in which appear evangelistic connotations. The author contrasts the main characters to “patronymic” ambience under the principle of binary opposition such as the “spiritual — materialistic”, the “learned man and the man obsessed with thirst for profit”.



Другие статьи автора: Соболев Николай

Архив журнала
№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба