Журнальный клуб Интелрос » Неволя » №15, 2008
Широко распространившееся в 1990-х годах разочарование в традиционно принятых обоснованиях и способах уголовного наказания привело к поискам альтернативных методов взаимодействия с нарушителями уголовного права, включенных в более широкий социальный контекст, нежели простое лишение свободы или весь спектр наказаний, не связанных с лишением свободы.
Результатом этой переоценки в новом тысячелетии стало возникновение практически на всех континентах концепции восстановительного правосудия. Как станет ясно в последующем, эта концепция ставит под сомнение привычные представления об уголовном правосудии, о роли судебных органов и профессиональных служителей закона и, соответственно, о практически неизученном статусе жертвы. Очевидно, что применение принципов восстановительного правосудия создает большой потенциал для создания и продвижения много более демократичной модели правосудия, особенно в части наказаний, не связанных с лишением свободы. Однако в применении к более серьезным преступлениям и в особенности к наказаниям, связанным с лишениям свободы, приложение этих принципов ставит серьезные проблемы.
Несмотря на явные ограничения, восстановительное правосудие обладает значительным реформистским потенциалом, одновременно имея все возможности для внедрения в разных культурных и страновых ситуациях.