Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №2, 2016
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Институт философии, кафедра онтологии и теории познания
Профессор, доктор философских наук
Статья посвящена анализу становления и развития онтологической аксиологии культуры на рубежах XIX – ХХ и XX – XXI веков. На первом рубеже философия ценностей получила свое название «аксиология» (1902 г.) и место в системе философии (1907–1909 гг.). В этот классический для нее период (1890-е–1930-е гг.) Г.Риккерт, М.Шелер и Н.Гартман создают основы ценностной культурфилософии. Они вводят базовые для нее категории: дух, ценность, человек и культура. Русская религиозная философия, духовно- ценностная по своему содержанию, разрабатывает их на основе особенностей оте-чественной философии и культуры. Итогом всего классического периода становится онтологическая аксиология Н.О.Лосского (1931 г.), противостоящая аксиологическому абсолютизму и релятивизму. Современный постнеклассический период (1970-е - 2010-е гг.) отличается аксиологическим релятивизмом. Он снимает различие ценностных противоположностей, и ценности меняются местами со своими антиподами: «добро» оборачивается «злом», «прекрасное» – «безобразным», превращая культуру в свою противоположность. Современная онтологическая «аксиология культуры» (1996 г.) обосновывает объективность культурных ценностей трансцендентностью их источника. Им является духовно-энергетический потенциал бесконечной вселенской жизни, кратко именуемый «Дух». Ценность поэтому есть истина духа и внутренняя основа культуры как творца и творения человека. Аксиология культуры, являясь основой современного гуманитарного знания в целом, опирается на рациональность как действенную активность разума.