Интервью провел главный редактор болгарского внешнеполитического журнала «Международни отношения» Чавдар Минчев.

«Международни отношения»: Сегодня, как и 140 лет назад, в Болгарии сохраняется традиционно сильная привязанность к России и благодарность ей за восстановление болгарской государственности. А как Россия относится к Болгарии?

Сергей Лавров: Связи между Россией и Болгарией уходят корнями в глубину веков. Их особый характер обусловлен духовной и культурной близостью. Мы одинаково помним и чтим таких выдающихся личностей, как святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, митрополит Московский Киприан, других видных деятелей славянского просвещения. Поистине судьбоносным моментом в нашей совместной летописи стало освобождение Болгарии от османского ига. В борьбе за свободу братьев-славян, за торжество идеалов правды и справедливости погибли более 20 тыс. русских солдат и офицеров, свыше 50 тысяч были ранены. Именно тогда был заложен прочный фундамент российско-болгарской дружбы.

Россия всегда оставалась рядом с болгарским народом в ключевые, судьбоносные для него времена. Достаточно отметить деятельность Временного русского управления (1877-1879 гг.), которое известный болгарский деятель М.Маджаров назвал «бескорыстным учителем, менее чем за два года подготовившим весь административный, судебный и финансовый персонал» страны. В ходе Парижской мирной конференции 1946 года София также имела в лице Москвы последовательного защитника.

Разумеется, двусторонние отношения переживали не только «взлеты», но и «падения». При этом каждый раз мы успешно преодолевали временные трудности, возвращались на путь взаимоуважительного диалога. Иначе и быть не могло - ведь связывающее россиян и болгар чувство симпатии неизменно оказывалось сильнее любых сиюминутных политических расчетов.

На этот год приходится знаменательная дата - 140-летие установления дипломатических отношений. Внешнеполитическими ведомствами России и Болгарии разработана насыщенная программа мероприятий. Убежден, ее последовательная реализация будет способствовать дальнейшему упрочению доверия и взаимопонимания между нашими гражданами.

 

«Международни отношения»: Как вы оцениваете современное состояние российско-болгарских отношений? Каковы перспективы двустороннего сотрудничества в таких ключевых областях, как экономика, энергетика, туризм?

Сергей Лавров: С удовлетворением констатирую, что, несмотря на осложнившуюся ситуацию в Европе, российско-болгарские отношения развиваются достаточно динамично. За последнее время активизировался политический диалог, прежде всего на высшем уровне. В мае 2018 года состоялись рабочие визиты в Россию Президента Р.Радева и премьер-министра Б.Борисова. В октябре прошлого года «на полях» саммита Азия - Европа в Брюсселе прошла встреча глав наших правительств. В марте нынешнего года Болгарию с официальным визитом посетил председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев.

Рассчитываем, что положительная динамика политических контактов послужит наращиванию практической кооперации, в первую очередь в энергетической и торгово-экономической сферах. Тем более что потенциал здесь весьма солидный. Широкие возможности для совместного приложения усилий открывает проект газопровода «Турецкий поток». Его продолжение по территории Болгарии укрепит энергетическую безопасность вашей страны. С учетом печального опыта «Южного потока» необходимо добиться твердых гарантий со стороны Еврокомиссии относительно того, что имеющиеся планы не будут сорваны произвольным решением Брюсселя.

Хорошие перспективы для углубления взаимодействия связаны с решением Софии возобновить строительство АЭС «Белене». У России имеются все необходимые технологии и многолетний опыт работы для успешного «рестарта» данного проекта. В настоящее время Госкорпорация «Росатом» рассматривает возможные формы участия в сооружении атомной электростанции. Попутно отмечу, что в 2017-2018 годах «Росатом» уже обеспечил возможность продления срока эксплуатации пятого и шестого энергоблоков единственной действующей в стране АЭС «Козлодуй» на 30 лет.

К сожалению, двусторонний товарооборот - после роста в 2017 году на 24% - увеличился в прошлом году всего на 0,6%. Перспективы его наращивания и диверсификации предметно обсуждаются в рамках Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время удалось обеспечить ритмичный характер ее работы: 25 октября 2018 года в Москве состоялось XVI заседание МПК, очередное запланировано на сентябрь этого года в Болгарии. Исходим из того, что взаимодействие российских и болгарских профильных специалистов позволит существенно укрепить торгово-экономические связи.

В прошлом году болгарские курорты посетили свыше полумиллиона наших соотечественников. Создание предпосылок для дальнейшего расширения туристических обменов было в фокусе внимания состоявшегося в Софии 5 марта этого года Российско-болгарского бизнес-форума в сфере туризма.

В этом году более чем в 30 городах Болгарии прошла акция «Бессмертный полк». Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю признательность болгарским друзьям за их содействие в сбережении исторической памяти.

 

«Международни отношения»: Насколько важно региональное сотрудничество в современном глобализованном мире?

Сергей Лавров: В текущей ситуации в мировых делах региональное сотрудничество - во многом благодаря его деполитизированному характеру - вносит значительный вклад в продвижение положительной межгосударственной повестки дня, укрепление доверия и взаимопонимания между народами.

Черноморский регион - яркое тому подтверждение. Еще в 1992 году Россия и Турция стали инициаторами создания в Причерноморье площадки для международного взаимодействия по широкому спектру вопросов. К ним присоединилась Болгария. Эти усилия увенчались образованием многопрофильного механизма - Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).

При этом, как показывает практика, для успешной работы региональных форматов необходимо соблюдение ряда условий. Таких, например, как открытость, инклюзивность, нацеленность на гармонизацию и взаимосвязанность.

Повышению практической отдачи от регионального сотрудничества призвано способствовать продвижение концепции «интеграции интеграций». На это направлена выдвинутая Президентом В.В.Путиным инициатива по формированию Большого евразийского партнерства, предполагающего сопряжение различных интеграционных процессов, разворачивающихся  как в Европе, так и Азии. Убежден, что углубление сотрудничества в рамках ЧЭС внесло бы свой вклад в реализацию этого масштабного начинания, а в конечном итоге - в обеспечение гармоничного, устойчивого развития на всем евразийском пространстве.

 

«Международни отношения»: Может ли Болгария стать проводником мира и сотрудничества на Балканах и в Черноморском регионе?

Сергей Лавров: Черноморский регион сегодня особенно нуждается в разрядке напряженности. Решить эту задачу можно лишь коллективными действиями, отказавшись от «игр с нулевой суммой», от навязываемых внерегиональными игроками стереотипов и шаблонов.

Важным объединительным фактором могла бы стать экономика. Налаживание взаимовыгодного практического сотрудничества, усиление взаимосвязанности в информационно-коммуникационной, транспортной, торговой, культурной, туристской и иных сферах, развитие контактов между людьми - все это призвано содействовать общему оздоровлению ситуации в Причерноморье. Убежден, что Болгария, в том числе в рамках своего председательства в ЧЭС, могла бы внести свою лепту в эту работу.

 

«Международни отношения»: Как вы оцениваете ход председательства Болгарии в ЧЭС?

Сергей Лавров: Нам импонирует болгарский подход к осуществлению председательских функций, нацеленный на обеспечение баланса интересов всех стран-членов, продвижение неконфронтационной повестки, нахождение компромиссов. Надеемся, что это позволит выйти на значимые результаты в ходе предстоящего в Софии 28 июня этого года Совета министров иностранных дел ЧЭС.

Готовы плотно взаимодействовать с болгарскими партнерами по объявленным приоритетам, включая вопросы транспорта, культуры, окружающей среды. Рассчитываем, что нам удастся добиться прогресса в принятии основополагающих российско-турецких документов по упрощению торговли и внедрению технологии «единого окна», преодолеть необоснованные политизированные возражения группы стран относительно подписания меморандума о взаимопонимании между ЧЭС и ЕАЭС.

Хорошие возможности для совместного приложения усилий связаны с запуском проектов технического содействия в туристской и культурной сферах. Готовы профинансировать их вместе с болгарскими коллегами, в том числе с привлечением ресурсов внесенного Россией в 2016 году добровольного взноса в размере 1 млн. долларов в ЧЭС и Черноморский банк торговли и развития. Разумеется, всегда открыты к встречным предложениям.

 

«Международни отношения»: Каким вы видите будущее этой организации?

Сергей Лавров: Причерноморье объединяет разные государства, которые в то же время тесно связаны, переплетены между собой - исторически и экономически. Здесь пересекаются старые и создаются новые торговые пути, транспортные и энергетические коридоры. Регион имеет все шансы стать одним из источников роста мировой экономики, опорным пунктом в логистических цепочках на евразийском пространстве. Таким образом, значительный потенциал экономического сотрудничества налицо. Главное - его правильно реализовать.

Трудно переоценить роль в этих усилиях ЧЭС. Мандат Организации имеет комплексный охват - от вопросов макроэкономического уровня до отдельных отраслевых направлений, включая смежные области культуры, здравоохранения, реагирования на чрезвычайные ситуации и борьбы с организованной преступностью. Вокруг ЧЭС сформировался целый спектр поддерживающих ее деятельность структур: банк, Парламентская ассамблея, Деловой совет. Усиливаются ее связи с предпринимательским сообществом.

В последние годы за счет российского взноса наработан востребованный практический инструментарий, осуществлен запуск прикладных проектов, призванных конвертировать межгосударственные договоренности по линии ЧЭС в реальные дела. Надеюсь, что нашему примеру последуют и другие страны, что позволит расширить финансовую базу Организации.

 

«Международни отношения»: Как развиваются отношения России с Евросоюзом и НАТО? Видите ли вы возможности отхода от санкционной политики и возврата к конструктивному диалогу в обозримой перспективе?

Сергей Лавров: Отношения России и Евросоюза переживают не лучшие времена. При этом Брюссель увязывает перспективы их нормализации с реализацией минского «Комплекса мер». Такой искусственный предлог вызывает недоумение. Общеизвестно, что выполнение данного международного документа, утвержденного, кстати, резолюцией 2202 СБ ООН, энергично саботируется Киевом.

К сожалению, благополучие и стабильность общеевропейского дома сегодня зависят от небольшой, но крайне агрессивной группы русофобов внутри ЕС, действиями которых, по сути, руководят из Вашингтона. Не прекращается антироссийская пропагандистская кампания, попытки демонизировать Россию, представить нашу страну в качестве основной угрозы безопасности Европы. Исправно продлеваются односторонние санкционные меры, в результате которых европейский бизнес продолжает нести многомиллиардные убытки.

Вместе с тем имеются и положительные моменты. Второй год подряд растет товарооборот. По итогам 2018 года, он увеличился на 19,3%, достигнув отметки в 294,2 млрд. долларов. Наблюдается некоторое оживление и политического диалога. Продолжается взаимодействие по ряду отраслевых вопросов. Продвигаются контакты в научно-технологической и культурной сферах. Все это подтверждает, что объективных причин для дальнейшей деградации отношений нет. Россия и ЕС - близкие соседи. Нас многое объединяет в экономическом, историческом, культурно-цивилизационном плане.

Что касается санкций, то первый шаг по их отмене должен сделать тот, кто инициировал раскручивание санкционной спирали, - то есть Евросоюз. Тогда Россия сможет отменить свои контрмеры. Таким образом, «мяч» на стороне поля есовских коллег.

Надеемся, что здравый смысл в итоге возьмет верх и российско-есовские отношения вернутся к нормальному состоянию, будут отличаться уважением и учетом интересов друг друга. Тем более что по большому счету задачи и перед Россией, и перед ЕС стоят действительно общие - от обеспечения устойчивого экономического роста до эффективного купирования многочисленных вызовов безопасности. Убежден: решить их можно лишь путем сопряжения потенциалов.

Сегодня отношения между Россией и Североатлантическим альянсом вошли в фазу затяжного кризиса. В НАТО оказались неготовыми к совместной работе по формированию в Евроатлантике архитектуры равной и неделимой безопасности. Вместо этого был взят курс на сдерживание нашей страны, на передвижение разделительных линий на восток. Непрекращающееся расширение альянса, наращивание его потенциала вблизи российских границ, развертывание ПРО США - все это привело к серьезному кризису доверия, эскалации военно-политической напряженности в Евроатлантике.

Вместе с тем возможности вернуть российско-натовский диалог в конструктивное русло далеко не исчерпаны. Для этого партнерам следует неукоснительно выполнять взятые на себя в ходе саммитов ОБСЕ и Россия - НАТО обязательства по неукреплению своей безопасности за счет других. Со своей стороны мы всегда открыты к совместной работе по противодействию международному терроризму, наркотрафику, киберпреступности, другим реальным, а не надуманным угрозам современности.

 

«Международни отношения»: Что необходимо сделать для возвращения доверия в современные международные отношения?

Сергей Лавров: Уже неоднократно приходилось отвечать на подобные вопросы. Чтобы восстановить доверие в мировых делах, необходимо отказаться от порочных методов давления и шантажа, начать выстраивать межгосударственное общение на зафиксированных в Уставе ООН фундаментальных принципах. Таких как суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров, неприменение силы или угрозы силой.

Следует опираться на общепризнанные нормы международного права, а не на некий собственный «порядок, основанный на правилах», которые западные партнеры меняют каждый раз в зависимости от политической конъюнктуры. На повестке дня - восстановление культуры дипломатии, которую, складывается впечатление, в Вашингтоне, ряде других западных столиц основательно подрастеряли.

Только так можно повысить предсказуемость, укрепить взаимопонимание между странами.