Журнальный клуб Интелрос » Логос » №5, 2012
При изучении истории влияния Карла Шмитта не следует забывать об интересе, проявленном к его работам в мюнстерском Collegium Philosophicum, который в конце 1940‑х годов основал Иоахим Риттер2. В литературе о Карле Шмитте, насколько мне известно, об этом — правда, весьма избирательном (и не без основания!) — интересе до сих пор не говорилось. При этом нет недостатка в попытках охарактеризовать особое немецкое направление так называемого неоконсерватизма3 через его настороженное отношение к модерну. Эрнст Форстхофф, Арнольд Гелен, а теперь и Иоахим Риттер изображаются в качестве представителей такой настороженности, а в качестве фоновой фигуры, особенно в случае Форстхоффа, маячит Карл Шмитт. В силу такого влияния на немецких неоконсерваторов их (в отличие от американских единомышленников, находившихся под либеральным влиянием) предлагается считать по их происхождению «младоконсерваторами»4. Известно, что Эрнст Форстхофф много сделал для популяризации работ Карла Шмитта среди молодых ученых. Не в последнюю очередь этому служили встречи в Эбрахе5, на которых иногда присутствовал и сам Карл Шмитт. Менее известно то, что Карл Шмитт, хотя и достаточно редко, участвовал и в заседаниях Collegium Philosophicum Иоахима Риттера — сначала посредством своих тезисов, а потом и лично. История Collegium Philosophicum еще, к сожалению, не изучена. Вот и я в своем сообщении о роли Карла Шмитта в Collegium Philosophicum опираюсь не на источники, а на собственные воспоминания. Я вспоминаю, что впервые Карл Шмитт присутствовал на заседании Collegium Philosophicum в Мюнстере в мае 1958 года. Контакт между Риттером и Шмиттом установил Эрнст-Вольфганг Бёкенфёрде, также член Collegium Philosophicum. При той либеральности, что характеризовала интеллектуальную атмосферу в Мюнстере, никто не допускал и мысли, что подобные контакты могут вести к идеологическому размежеванию. А что они не были встречами бывших соратников по борьбе, и так ясно, учитывая индивидуальные биографии их участников. Карл Шмитт слыл прежде всего видным интеллектуалом среди юристов. О том, что в ранний период он был вовлечен в сотрудничество с национал-социалистической диктатурой, нам было известно, и это делало его, конечно, для нас, молодых, еще более интересным свидетелем эпохи. Уже по аналитико-методологическим основаниям нам, философам, было понятно, что обвинения человека в сотрудничестве с тоталитарным режимом не тождественны опровержению его теорий. Как в таком случае мы могли бы искать ориентации в мире в трудах Хайдеггера или того же Лукача?
Таким образом, Карла Шмитта читали в Мюнстере не только в целях опровержения и в контактах с ним отражалась не только пространственная близость между вестфальскими городами Плеттенберг, Арнсберг и Мюнстер. Часть авторов, вошедших в состав юбилейного сборника, посвященного 60-летию Иоахима Риттера, позже участвовала и в сборнике, посвященном 80-летию Карла Шмитта6, а в упомянутом Эбрахском кругу Эрнста Форстхоффа всегда присутствовали члены Collegium Philosophicum. Подобные связи явно предполагают нечто большее, нежели простое знакомство. Они позволяют выявить историю влияния и тем самым процессы заимствования. Встает вопрос о содержании такого заимствования.
1. Перевод выполнен по изданию: © Lübbe H. Die Aufdringlichkeit der Geschichte: Herausforderungen der Moderne vom Historismus bis zum Nationalsozialismus. Wien; Graz; Köln: Styria, 1989. S. 309–322.
2. Ранним свидетельством деятельности Collegium Philosophicum является сборник к юбилею Риттера: Collegium Philosophicum. Studien Joachim Ritter zum 60. Geburtstag. Basel; Stuttgart, 1965.
3. Сравнение американского и немецкого неоконсерватизма см. в кн.: Der Neo-Konservatismus in den Vereinigten Staaten und seine Auswirkungen auf die Atlantische Allianz / H. Rühle, H.‑J. Veen, W. F. Hahn (Hg.). Melle: Knoth, 1982.
4. Данное выражение принадлежит Ю. Хабермасу: Habermas J. Die Kulturkritik der Neokonservativen in den USA und in der Bundesrepublik // Habermas J. Die Neue Unübersichtlichkeit. Kleine politische Schriften V. Fr.a.M., 1985. S. 30–56. В качестве метакритики см. мою статью Neokonservative in der Kritik в: Lübbe H. Fortschrittsreaktionen. Über konservative und destruktive Moderne. Wien; Köln: Graz, 1987. S. 27–40.
5. Поэтому сборник к юбилею Форстхоффа носит подзаголовок «Эбрахские исследования»: Säkularisation und Utopie. Erbracher Studien. Ernst Forsthoff zum 65. Geburtstag. Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz, 1967.
6. Epirrhosis. Festgabe für Carl Schmitt / H. Barion, E.‑W. Böckenförde, E. Forsthoff, W. Weber (Hg.). 2 Bdе. Berlin: Duncker und Humblot, 1968. «Второй том включает статьи авторов, установивших научные и личные связи с Карлом Шмиттом после 1945 года», — говорится в аннотации на обороте титула. Авторами этого тома были Эрнст-Вольфганг Бёкенфёрде, Карлфрид Грюндер, Германн Люббе, Гюнтер Рормозер, Роберт Шпеманн и Райнер Шпехт. Все они являлись также и членами Collegium Philosophicum.