Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №1, 2016
Michael Kennedy. Globalizing Knowledge: Intellectuals, Universities, and Publics in Transformation.
Stanford, CA: Stanford University Press, 2015.
Адрес для переписки:
Georgetown University, Department of History,
37th and O Streets, NW, ICC 600,
Washington, DC 20057, USA.
vr297@georgetown.edu
Исчезновение Советского Союза в 1991 году ознаменовало собой завершение эксперимента по практической реализации идейной утопии, а вместе с этим и закат восходящей к Просвещению культурной эпохи, признававшей перформативную силу за идеями, знанием и их носителями. Однако последовавшие за этим дискуссии о «конце интеллектуалов» сопровождались не только ностальгическим сожалением об утрате вневременного идеала, но и рефлексией о переменчивых исторических условиях, позволивших «интеллектуалам» обрести относительную автономность и претендовать на глобальную значимость в «долгом» XIX и «коротком» ХХ веках (термины принадлежат историку Эрику Хобсбауму, подробнее об их происхождении и эволюции см. Ананьева 2013). Историко-социологические размышления о трансформации национальных рынков и политических элит, динамике национальных и социальных революций обнажали историчность фигуры интеллектуала, а вместе с тем и возможную преждевременность метафизического вердикта об их «конце» (Trebitsch and Granjon 1998; Sapiro 2009).