
Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2017
Поэзия, как и любое творчество, является одной из главных основ гуманитарной сферы познания. Oна передает человеческие знания и ценности с помощью чувств, эмоций и воображения и, таким образом, всецело формирует душу человека.
Танелла Бони
Искусство не рассуждает. Оно рождается из эмоций, чувства и воображения. Оно не требует аргументации, проверок и доказательств, поскольку не относится к научным знаниям. И тем не менее, обходя стороной протоптанную стезю науки и избирая свой собственный неповторимый путь, искусство играет первостепенную роль в формировании личности. Оно передает знания и общечеловеческие ценности, необходимые для восприятия мира и другого человека. Таким образом, художественное творчество устанавливает между людьми очень тесную связь, превосходящую по своей значимости принадлежность к определенным языкам, верованиям и культурам. Именно поэтому, искусство может в полной мере считаться основой гуманитарного знания.
Гуманитарные науки включают в себя литературные, лингвистические, философские и творческие дисциплины, в которых непредвзятость, широта взгляда и человеческая природа находятся в центре общественного внимания.
Во многих франкоязычных странах термин "humanités" - гуманитарныe науки, на сегодняшний день потерял свою актуальность и продолжает использоваться лишь в некоторых университетских кругах. Однако, в прошлом во французской образовательной системе прохождение курса гуманитарных наук было обязательным этапом. Под этим подразумевалось знакомство с классикой, изучение древних языков, чтение Гомера, Вергилия и других древних авторов. Такое широкое образование, позволяющее изучить многогранность человеческого бытия, давало возможность приобрести более открытый взгляд и и развить тонкое восприятие других цивилизаций.
Вo многих частях света, например, в африканских культурах, также существует своя классикa. Это момент инициации, когда молодым девушкам и юношам передаются традиции и культурное наследие, которые должны помочь им нa их жизненном пути. Передача такого опыта и становится для них своего рода курсом гуманитарных наук.
Каждая эпоха, каждая культура имеет свое собственное собрание обязательных текстов, своих классических наук и в прошлом поэзия занимала среди них главное место. В прошлом, но не в настоящем. К сожалению, в нашем суетном мире существует тенденция забывать о ее существовании. Именно поэтому, мне хотелось бы уделить ей отдельное внимание, чтобы доказать, что поэзия является неотъемлемой частью гуманитарного знания и помочь ей избежать забвения.
Общества без поэтов не существует. И хотя творческий процесс происходит в одиночестве, поэты не живут в замкнутом мире как отшельники. Поэты - это творцы вселенных, которыми
они стремятся поделиться с обществом. Независимо от того, напечатаны ли стихи в книгах или звучат в песнях, поэты играют первостепенную роль в образовании.
Это отмечали еще древнегреческие философы. По их мнению, поэзия воплощала опыт обучения, многостороннюю культуру, предшествующую любой специализации, научной или политической. Они осознавали до какой степени изучение Гомера и других великих поэтов было важно для формирования духа молодых свободных греков (за исключением рабов и метеков). Вот почему в своем произведении "Государствo" Платон упрекает Гомера в том, что тот изобразил богов в негативном свете в своих стихах, и в заключение принимает решение вовсе изгнать поэтов из полиса!
Недовольство великого философа великим поэтом несоменно проистекает как из того, чем является поэзия, так и из того, чем она не является.
Но кто мог когда-либо дать четкое объяснение тому, что такое поэзия? Для аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса определение поэзии как «выражение красоты с помощью искусно скомбинированных слов», могло бы, конечно, фигурировать в словаре, но все же было бы недостаточно точным. «Речь идет об очень глубоких понятиях, которые могут быть выражены лишь с помощью символов, уиверсальных для всего человечества», поясняет он.
Поэзия создана для того, чтобы делиться чувствами. Именно так она формирует человека, его душу. Воздействуя через эмоции, ощущения, воображение, она передает знания и человеческие ценности, понятия о добре и зле, историю, воспоминания о значимых событиях, связь человека с природой, старинные традиции.
Это познание является не только пробуждением чувств благодаря созданию прекрасного с помощью слов, но оно также несет в себе развитие воображения и памяти. Оно воплощает наши возможности, как духовные так и физические. Ведь форма того, что говорится или пишется столь же важна, как и сама идея, или содержание, заложенное в ней. Поль Валери писал в своих «Тетрадях» : « Цель поэта не в том, чтобы передать читателю свои мысли, а в том чтобы пробудить в нем эмоциональное состояние, которому будет сопутствовать мысль, подобная (но не идентичная) его собственной. Таким образом, идея играет (как для поэта, так и для читателя) лишь второстепенную роль».
Столкнувшись с реальным миром, в котором поэт чувствует себя будто унесенным течением, он тем не менее продолжает полностью отдавать себя «опасному творческому процессу. » Такое выражение использовал французский писатель Альбер Камю в своей речи «Художник и его время» (Упсала, Швеция, 14 декабря 1957 г.). Именно проходя через этот процесс, чтобы спасти жизнь, находящуюся под угрозой, или просто, чтобы выразить радость бытия, поэт вновь завоевывает свое место в сердце общества.