Праздник 1020-летия крещения Руси, проходивший в Киеве в середине
этого лета, был омрачен угрозой возникновения серьезного
церковно-политического конфликта. К счастью, этого не случилось. И вряд
ли будет преувеличением сказать, что от этого выиграли в первую очередь
простые верующие люди.
На торжества в Киев, помимо Патриарха Московского и всея Руси Алексия,
прибыл также глава Константинопольского Патриархата Патриарх
Варфоломей. Известно, что между двумя Патриархатами всегда, в том числе
и в последнее время, возникали довольно серьезные споры. Исходя из
этого, ряд политиков и журналистов предсказывали, что Святейший
Варфоломей признает и примет под свою руку украинских раскольников,
создав на Украине параллельную церковную структуру. Кто-то уже с полной
уверенностью говорил о грядущем расколе в мировом Православии, однако
все эти версии так и остались только на страницах газет. Патриарх
Варфоломей категорически отказался служить вместе с раскольниками, еще
раз поддержал каноническую Церковь на Украине (УПЦ МП), а после
отслужил совместную Литургию с Патриархом Алексием и провел с ним
переговоры.
— На повестке дня стояло немало вопросов, — рассказал затем на
пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» глава Отдела внешних
церковных связей Московской Патриархии митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл. — Обе Церкви изъявили желание развязывать те
узлы, которые завязала история. Я не хочу быть слишком оптимистичным —
жизнь есть жизнь, и могут возникнуть новые проблемы, но на этой встрече
мы пришли к главному выводу: можно в чем-то не соглашаться, можно даже
противостоять творчески друг другу, но ни в коем случае нельзя
разделять Церковь.
Так и не получив поддержки ни от одной из Поместных Церквей, украинские
раскольники остались при своем статусе маргинальных религиозных групп.
В то же время за каноническую Церковь высказались не только епископы,
но и миряне. Визит главы Московского Патриархата сопровождался
массовыми митингами в его поддержку, а на совершенную им Литургию, по
приблизительным подсчетам, пришли около 20 000 человек — и все это
несмотря на то, что официальной поддержки этим начинаниям не было, а
некоторые представители духовенства даже обвиняли власти в попытке
принизить роль канонической Церкви в торжествах…
Раскол на Украине напоминает запущенную хроническую болезнь. Стороннему
человеку понадобится время, для того чтобы хотя бы просто разобраться
во множестве религиозных групп, которые действуют на территории страны.
Так, в 1992 году отлученный ныне от Церкви киевский митрополит Филарет
(Денисенко) отказался подчиниться Архиерейскому Собору, и вместо того,
чтобы уйти в отставку, провозгласил себя Киевским Патриархом (полное
самоназвание: Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата
(УПЦ КП)). Кроме того, на территории Украины с 20-х годов действует
Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), которая, несмотря
на многие потрясения, сохранила некоторое влияние в ряде западных
областей страны. Раскольничьи группы пребывают в постоянном движении,
их члены переходят из одной группы в другую, периодически возникают
новые «микрорасколы»…
Все эти разделения не случайно возникали и обострялись в периоды борьбы
за независимость страны* Главной их опорой были и остаются политические
силы, для которых Поместная Церковь в первую очередь — повод для
национальной гордости. Впрочем, и среди сторонников канонической Церкви
нередко встречаются люди, для которых их позиция является всего лишь
формой борьбы за воссоединение с Россией или спекуляцией на чувствах
верующих, от чего весь церковный конфликт со стороны кажется
продолжением противостояния «оранжевых» и «антиоранжевых» сил. Но сама
Церковь не мыслит политическими категориями, а единство с Московским
Патриархатом не тождественно для нее единству с Москвой.
— Единое духовное и культурное пространство вовсе не означает, что
существует проблема с суверенитетом, — считает митрополит Кирилл. —
Возьмем немецкую культуру. Есть суверенные Германия, Австрия и
Швейцария. Но в то же время это единый культурный и цивилизованный мир,
и никто не стремится, отталкиваясь от своей независимости, разрушать
его. К этому мы и приходим сегодня в отношениях с Украиной.
Вполне возможно, что в будущем Украинская Церковь обретет законную
автокефалию. Но очевидно, что случится это не раньше, чем исчезнет
угроза политического вмешательства в сферу духовной жизни. Ведь
болезненный клубок отношений, сложившихся на Украине, можно будет
распутать лишь в обстановке истинно христианской любви, а никак не в
условиях административно-государственного давления.
Президент Украины Виктор Ющенко уже не раз заявлял о своей мечте —
создании в стране единой независимой православной Церкви. Однако уже
то, что политики мечтают «затащить» в нее, помимо раскольников, еще и
Украинскую греко-католическую церковь, униатов, много веков назад
признавших своим главой Папу Римского, показывает уровень осознания
политиками проблемы. Усматривая в разделении всего лишь борьбу
конкурирующих партий, не принимая во внимание ни духовную составляющую
проблемы, ни мнение десятков тысяч мирян, вряд ли удастся уврачевать
многолетний и уж тем более многовековой раскол.
Для многих людей, ищущих в Церкви Бога, а не национально-политическую
самоидентичность, ситуация на Украине остается серьезным препятствием
на этом пути. И новое разделение лишь создало бы им дополнительные
трудности. Слава Богу, этого не случилось.