Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №7, 2013

Владимир Легойда
Свойство кожи или Про гнев, обращенный на себя
Просмотров: 1433

 

Что такое стыд? Пожалуй, немногие способны навскидку ответить на этот простой, казалось бы, вопрос. Испытывать стыд приходилось каждому (за исключением, быть может, людей с серьезными личностными расстройствами). Но вот объяснить, что значит «мне стыдно», оказывается совсем непросто. 

Скажем, у… К. Маркса есть любопытное определение: «Стыд — это своего рода гнев, только обращенный внутрь». И действительно: стыд — это всегда наша реакция на некое действие, которое воспринимается нами как неправильное, недостойное… Но стыд ведь никак не отменяет проступок. И даже не меняет. Поэтому такой «гнев на себя» может оказаться для человека малопродуктивным и бессмысленным, хотя внешне выглядит благородно и правильно: человек совершил гадость и стыдится, гневаясь на себя. 

…Согласно Библии, стыд — результат грехопадения. Первые люди были оба наги... и не стыдились (Быт 2: 25). Но нарушение людьми самого первого завета с Богом рождает стыд. Сначала друг перед другом, и он «преодолевается» повязками из листьев, а потом — и перед своим Создателем, от которого человек «надежно» прячется за райскими деревьями. Но стыд не становится исцелением нанесенной грехом раны. Скорее — одним из симптомов той болезни, которую грехопадение внесло в природу первозданных людей, когда в самом близком человеке, в том, кто — «плоть от плоти твоей, и кость от кости», вдруг стал видеться чужой. 

В скобках замечу, что семейные отношения, физическая близость, мужчины и женщины как часть семейных отношений, для христиан в том числе потому представляются столь ценным даром, что в каком-то смысле брак устремляет супругов в первозданное состояние, позволяет без стыда преодолевать наготу друг друга, не видеть друг в друге чужого. Именно поэтому супружеские отношения нельзя профанировать. Ты не можешь обнажаться во всех смыслах слова сегодня с одним, завтра с другим или перед всеми подряд. И здесь стыд выступает уже в качестве некоего барьера, который позволяет человеку сохранять то, что должно быть открытым лишь для одного — возлюбленного... 

Но вернемся к классику. Стыд, безусловно, можно рассматривать как гнев, обращенный на себя. Однако стыд в этом смысле может стать началом покаяния, но может и не стать. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совесть. Франсуа Шифляр, 1877. 

 

У режиссера и христианина Кшиштофа Занусси есть намного более близкая мне лично фраза, смысл которой заключен в том, что совести недостаточно для спасения. Здесь, конечно, много разных смыслов. В первую очередь он говорит о необходимости прямого действия Бога в человеке. И в этом смысле стыд (если это будет лишь гнев, обращенный на себя, и больше ничего) вряд ли что-либо сможет изменить в человеке к лучшему. У меня даже есть такое подозрение, что рано или поздно этот гнев понемножку начнет уменьшаться. Хотя бы потому, что человек неосознанно будет стремиться как-то компенсировать это отношение к себе как к сволочи. И он либо начнет себя оправдывать, либо просто — перестанет на себя гневаться. И весь потенциал исправления того недолжного, что вызвало стыд, в итоге сойдет на нет. Поэтому гнев на себя в идеале должен подтолкнуть к тому, чтобы попытаться изменить свое бытие, открыть себя для действия Бога в себе. Это может быть трудно, очень трудно. Сам поступок, вызвавший стыд, может не давать этому совершиться: человек, подобно Адаму и Еве, устыдится своего проступка перед Богом и «спрячется» от Него. Но другого пути исцеления греховных ран не существует. Либо человек преодолевает свой стыд и открывает себя перед Богом, впускает Его в свою жизнь. Либо — черствеет, перестает быть чувствительным к греху. 

Как-то я спросил одного знакомого: «что ты все время краснеешь?» Он покраснел и ответил: «Это просто свойство кожи». И мне кажется, что стыд либо превращается в такое вот свойство кожи, физиологическую реакцию, и тогда он постепенно «проходит с возрастом». Либо же он зовет к какому-то действию по изменению себя. И если этот гнев обращен на себя, но здесь же, в себе, и заканчивается, — это тупик. 

И еще. Почему люди зачастую так стыдятся совсем пустячных вещей, и в то же время не испытывают никакого стыда в отношении очень серьезных своих ошибок и проступков? Парадокс? Хотя он, наверное, имеет свое объяснение. Возьмите молитвы, написанные святыми людьми. Там же через строку говорится, что человек ничего доброго не сделал, и постоянно грешит «делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами». Почему так? Либо святой, автор такого текста, лжет (что вряд ли), либо он как-то иначе видит и себя, и мир, и свои отношения с Богом и миром. У него иное состояние души. А значит, это у нас сбит духовный компас. Это мы потеряли правильные нравственные ориентиры и не знаем, не чувствуем, чего следует стыдиться на самом деле. Если приблизить магнит к компасу, он собьется и стрелка его будет показывать не туда, куда должна была. Так и мы, когда нас магнитом тянет к себе грех, сбиваемся с верного пути, неправильно оцениваем свои слова и поступки. А когда человек приближается к Богу, он видит, как все обстоит на самом деле. И видит себя настоящего. И понимает, что просто не замечал раньше каких-то самых главных вещей, из которых эти мелочи вырастали, как сорняки из семян. Поэтому мелочей он стыдился, но не мог понять, почему он их повторял снова и снова. Как апостол Павел говорил: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). Почему? Потому что так действует грех, сидящий во мне, словно заноза, словно магнит, сбивающий все мои ориентиры в этой жизни. Мы больше рассуждаем про «хорошее» и «плохое», про сферу поступков. А святые — про грех, живущий в человеке. Мы стыдимся поступков. Они — искореняют то состояние души, которое вызывает к жизни эти поступки. Хотя самих поступков, быть может, они и не совершали. Но видели в себе семена греха и плакали об этой засоренности собственной природы. Но их гнев был направлен не на себя, а на корень всех наших бед — на грех. 

Думаю, ложный стыд потому так и назван, что у него — неверная направленность. Устремленность на какие-то мелкие поступки, и самое главное — на их оценку другими людьми. Ты оказываешься рабом пошлой мысли «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?» и вместо исправления причины греховных поступков начинаешь прятать от людей их последствия. Недаром перед исповедью священник обращается к исповеднику со словами: «если же ты устыдишься, или убоишься, и скроешь что-то, то получишь сугубый грех и так и уйдешь неисцеленным»... То есть в стыде есть и сильная психологическая сторона, которую, как оказывается, на пути к Богу надо суметь преодолеть. Переступить через себя и свой стыд.

И тогда — силой Божией — можно увидеть себя настоящего, и понять, что ты сам, один, бессилен изменить себя. Но с Богом ты получаешь силу, с которой ничто не сравнится.



Другие статьи автора: Легойда Владимир

Архив журнала
№10, 2019ф№11, 2019ф№12, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба