ИНТЕЛРОС > №23, 2012 > «Этот сомнительный пол» костюм макарони и мужская сексуальность Питер Макнил
|
Питер Макнил (Peter McNeil) — профессор теории и истории моды Центра исследований моды при Стокгольмском университете, профессор истории дизайна Института технологии (Сидней, Австралия), автор многочисленных статей по истории костюма, соредактор сборника «Обувь, от сандалий до кроссовок» (Shoes: A History from Sandals to Sneakers. London: Berg, 2006).
В этой статье исследуется сексуальный подтекст представлений о макарони, группе мужчин-англичан, которые в 1760-1770-е годы придерживались нарочито претенциозного и модного стиля в одежде и манере поведения2. Это был городской стиль, характерный для молодых богатых завсегдатаев клубов лондонского Сент-Джеймса, а также принятый в провинциальных центрах моды, таких как Бат и Йорк. Первоначально его придерживались только представители аристократии и дворянства, однако затем стиль и его наименование стали принадлежностью людей среднего класса и слуг, носивших те или иные вариации роскошных одеяний или делавших прически в стиле макарони. Макарони использовали свои платья и тела как оружие в войне стилей, отстаивая право носить одежду, традиционно предназначавшуюся для придворных, или надевать ее в тех случаях, когда, по канонам английской культуры, это не было принято. Макарони усваивали тенденции современной им французской и итальянской моды, отдавая предпочтение пастельным оттенкам, всевозможным рисункам и орнаментам — и это в тот период, когда в Англии на смену подобному стилю уже пришли более строгие наряды. Макарони носили такие атрибуты придворного костюма, как шпаги, традиционно бывшие прерогативой знати и уже выходившие из общего употребления в Англии. Образ макарони создавался не только посредством дорогой одежды, по-французски изысканных манеры держать себя, речи, жестов, косметики и причесок, но и во многом с помощью театрализованного стиля поведения. Мотивы появления подобного феномена были разнообразны и носили как личный, так и классовый характер. Макарони бросали вызов предубеждениям, связанным как с гендером (ср.: «экстравагантность внешности макарони вынуждает сомневаться в их половой принадлежности» (Town and Country 1772: 243)) — так и с сексуальностью. Многие тексты XVIII века, вербальные и визуальные, репрезентирующие стереотипные представления о ма- карони, отражали их сексуальность вполне откровенно, что лишь косвенно отмечалось историками карикатуры XIX — начала XX веков и обычно игнорировалось историками конца XX века. Последние в лучшем случае делали осторожные и сдержанные предположения о содо- митских коннотациях стиля макарони, используя термин «женоподобный». Как только макарони стал стереотипом для буржуазной прессы, его стали воспринимать как содомита. Лорд Дырка, Сэр Уильям Уифл, Марджори Пирожный Противень и прочие вымышленные макарони, персонажи сатиры XVIII века, расширяют спектр имеющихся у нас на сегодняшний день представлений о сексуальных субкультурах и стереотипах эпохи. Дискурс нейтрального, неестественного гендера предполагал совмещение «неуместной» женской атрибутики и мужских внешности, костюма и поведения. Речь шла не просто о греховных или противоречащих социальным конвенциям половых актах, а об образе жизни, репрезентацией которого служил телесный облик макарони. Костюм макарони служил опознавательным знаком для английской вариации гомосексуальной субкультуры, возникшей в урбанизированной Западной Европе в конце XVII века. Подобные субкультуры возникали там же, где формировалась и откуда распространялась мода: Лондонская Королевская биржа, крытые галереи, парки и маскарады... [Полностью статью можно прочесть в бумажной версии журнала] Вернуться назад |