ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Взгляд фотографа на моду Елена Игумнова
|
Больше, чем Мода.
В Московском доме фотографии, получившем после реконструкции полуиностранное имя Мультимедиа Арт Музей, прошла выставка под названием «Больше, чем Мода». Это самостоятельный проект, сделанный независимо от фестиваля «Мода и стиль в фотографии», в чьих рамках зритель обычно встречается с этим сюжетом. Это собранные и привезенные в Москву Францом Кристианом Гундлахом снимки известных фотографов моды с 1920-х годов до сегодняшних дней — Луизы Даль-Вульф, Георгия Гойнинген-Гюне, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ги Бурдена, Сесила Битона, Ирвинга Пенна, Эрвина Блюменфельда, Уильяма Кляйна, Дэвида Лашапеля и др. Большинство показанных фотографий относятся к периоду после Второй мировой войны, когда мода превращалась в индустрию, стремясь выйти за рамки рекламных проспектов. Модные дома и журналы искали новые средства показа и воздействия на клиента, а фотографы открывали иные выразительные средства и техники. Фотография уже не умещалась на журнальных и каталожных страницах, она сливалась с современным искусством, иронизировала над ним, заимствовала у него и обыгрывала мотивы и приемы. Впрочем, самые ранние из выставленных снимков датированы 1920-ми годами — нордическая стать дам, застывших на работах Георгия Гойнингена-Гюне, напоминает поиски киноэкспрессионистов тех лет. Эпоха 1930-х показана в графичных кадрах Имре фон Санто, дивах Сесила Битона и динамичных снимках Пауля Вольффа, выведшего модную съемку на улицу (он одним из первых устроил выездную сессию на Канарских островах). Охвативший на несколько десятилетий умы сюрреализм, играющий со смыслами и переворачивающий все с ног на голову, отразился в фотографиях с расколотыми манекенами Вернера Роде, прохожих Леона Левинштай- на с обрезанными головами, летающих в мыльных пузырях девушках Мелвина Сокольски, безлюдных снимках Ги Бурдена. Близкая минимализму 1960-х серия Генриха Рибезеля «Люди в лифте», снятая тайно вмонтированной в лифт камерой, как и искусство тех лет, рассказывает об одиночестве и состоянии человека наедине с самим собой. Здесь же эпатажные работы 1990-х Дэвида Лашапеля с нюхающей бриллианты вместо кокаина красоткой и «молочной девушкой», брызгающей молоко в чашку с хлопьями прямо из груди, ходячая «Дрянь» Фергюса Грира с грязным ругательством на латексном комбинезоне, окровавленный младенец Оливьеро Тоскани — провокация, гротеск и выворачивающий наизнанку вопрос о жизни, рождении и смерти. Громкое название выставки — «Больше, чем Мода» — для этой экспозиции работает не в качестве идейной приманки. Сам Гундлах, один из лучших немецких фотографов, снимавших моду, делал на основе огромной коллекции и более крупные, и более концептуальные проекты. Московская экспозиция — скорее обзор, нежели игра смыслов, в ней нет выделенных разделов и тем, сюжетов и значимых противопоставлений. Выставленные в хронологическом порядке работы, как метатекст, представляют не феномен моды, а роль фотографии в ее развитии и восприятии. Этот рассказ не о смене фасонов и сложностях кроя, скорее, о смене оптики по отношению к моде, которая у каждой эпохи и автора своя. Разница подходов для Ф.К. Гундлаха важнее цельной истории, он выставляет полторы сотни персональных взглядов, которые для него больше, чем просто мода и ее «сезоны», больше чем отдельная профессия и творческая кухня. Модная фотография, по его представлениям, в музейных залах столь же уместна, как и на страницах популярного глянца. Она не близка современному искусству, а сама и есть его составная часть. Вернуться назад |