ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Три цвета ногтя Ксения Гусарова
|
Ксения Гусарова — кандидат культурологии, автор статей по культуре повседневности XIX-XX веков, истории телесности, истории парфюмерии и косметики.
На знаменитом портрете Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова взгляд невольно притягивают ногти балерины — ярко-красные, очень длинные. Этот фрагмент картины как будто выбивается из общего целого: насыщенный алый цвет контрастирует с холодной гаммой фона, а размытые контуры с четкостью линий, очерчивающих силуэт танцовщицы. Словно язычки пламени срываются с кончиков ее пальцев. Эта очевидно демоническая деталь усиливает двусмысленный, волнующий андрогинной худобой образ роковой соблазнительницы, рядом с которой на покрывале зеленый шарф извивается, как огромный питон. О том, каким образом можно было придать ногтям столь интенсивный цвет в эпоху, предшествовавшую изобретению лака, рассказывается в пособиях по сценической гримировке того времени: «Гримируют молодые руки жидкими белилами. <...> Сгладив неровности (пятна) высохшей краски, переходят к окраске ногтей, которые также красятся губной помадой или румянами. Все закрашенное место рук пудрится. Все вместе взятое со сцены придает руке красивый молодой вид» (Энциклопедия 1909: 119-120). Нестойкость большинства гримировальных средств требовала от актеров еще более отточенного владения телом, чем подразумевала сама сущность профессии. Лишь благодаря предельному самоконтролю удавалось избегать случайного размазывания краски в ходе сценического действия. Такой уровень осознанности телесных границ в каждом движении, по всей видимости, позволял сохранить в неприкосновенности и губную помаду на ногтях. Очевидно, что этот принятый на сцене косметический прием в силу крайней непрактичности едва ли мог иметь распространение в быту. Таким образом, Ида Рубинштейн смотрит с картины Серова, как с театральных подмостков, загримированная для роли. Если, говоря о перевоплощении, пытаться угадать конкретную героиню, это, конечно же, Саломея, присевшая отдохнуть, окончив свой смертоносный Танец семи покрывал1. Возможно, портрет следует рассматривать как собирательный образ роковой красавицы, но и в этом случае важно, что речь идет о сценическом амплуа. Примечательно при этом, что художник и его модель бросают вызов сложившемуся в театре канону красоты, последовательно переворачивая его базовые составляющие. Угловатая фигура Рубинштейн, желтовато-серая кожа, отсутствие румянца являют полную противоположность массовым эстетическим предпочтениям эпохи, основанным на идее молодости и здоровья. Из сценических атрибутов красивого тела остаются только ярко накрашенные ногти, однако и они приобретают на портрете иной смысл. Служивший одним из основных знаков здоровья красный тон весьма широко применялся в так называемом «молодом гриме», отражавшем эстетическую норму. Румяна и губная помада использовались не только по «прямому» назначению, но и для гримировки глаз, подбородка, ушей, а также, как мы видели выше, ногтей. Во всех этих случаях эффекты освещения и расстояние, отделявшее сцену от публики, сглаживали яркость тона, заставляя грим выглядеть «естественно». На картине Серова дистанция между артисткой и публикой сведена к минимуму, позволяя разглядеть то, что изначально не предназначалось для зрительского взгляда. Кажется, даже нестойкость и плохая укрывистость губной помады угадываются в неровных мазках, которыми написаны ногти, — столь непохожих на фактуру красочного слоя в других частях картины. Иллюзия естественности оказывается при этом бесследно разрушенной, и способ придать руке «красивый молодой вид» превращается в антиэстетический жест. Как если бы одного приближения к зрителю было мало, искусственность такого украшения подчеркивается гипертрофированной длиной ногтей и их когте- образными заостренными концами. Едва ли стоит удивляться более чем сдержанному приему, который эта провокационная картина, гимн губительной прелести декаданса, имела у современников. В то же время характерно, что она предвосхищает некоторые модные тенденции последующих десятилетий, отражающие существенные изменения в представлениях о женской красоте. И худоба, и смуглая (загорелая) кожа со временем стали эстетически приемлемыми и даже желанными чертами внешности. Однако в этой статье нас будут в первую очередь интересовать ярко-красные ногти, сошедшие с театральных подмостков в зрительный зал, изменив и своему первоначальному смыслу, и его противоположности — инфернальным коннотациям, которые зафиксировал Серов на портрете Иды Рубинштейн.
Розовый: «подражание земле»
В 1913 году художники-авангардисты Михаил Ларионов и Илья Зда- невич выпустили манифест «Почему мы раскрашиваемся», где давали объяснение эпатажной практике рисования на лицах, которая успела немало удивить москвичей, воочию наблюдавших причуды артистической богемы. Этот специфический грим, связанный с идеями итальянского футуризма, призван был отражать принципы нового зрения, формируемого ритмами и образами индустриальной эпохи, способного воспринять калейдоскоп быстро сменяющих друг друга разрозненных впечатлений. Авторы манифеста сопоставляли свое нововведение с использованием декоративной косметики, спеша в то же время отмежеваться от последнего: «Горожане издавна розовят ногти, подводят глаза, красят губы, щеки, волоса — но все подражают земле» (Бобринская 2006: 157). Подобно тому как отвергались конвенции реализма в живописи, макияж, имитирующий «естественное» лицо, должен был остаться в прошлом. В приведенной цитате подчеркивается противоречие между косметикой как атрибутом современной городской цивилизации и культом «натуральности», которому подчинено использование косметических средств («горожане, подражают земле»). Вместо того чтобы оглядываться на образцы, принадлежащие природному миру, следовало принять условия жизни в большом городе за отправную точку для создания новых форм выразительности. Искусственность самой этой среды должна была стать залогом высвобождения творческих сил, отвергающих подражание в пользу производства прежде невиданного, — примером чего служила футуристическая раскраска лиц. Любопытно, что в процитированном отрывке манифеста перечень традиционных, основанных на имитации косметических практик открывается декоративным маникюром. По всей видимости, эта техника красоты принадлежала к числу наиболее распространенных и в качестве примера прекрасно иллюстрировала мысль, которую пытались популяризировать художники. Ухоженные руки выступали ключевым индикатором элегантности и хороших манер — светских добродетелей, характеризующих принадлежность к городской культуре. В то же время окрашивание ногтей в розовый (на сцене — красный) цвет призвано было служить знаком здоровья, «присутствия крови» в кончиках пальцев, воспроизводя визуальный эффект от густой сети капилляров под ногтевой пластиной. При этом данные свойства, полнокровная телесность и городская утонченность, в обыденных представлениях начала XX века мыслились как противоположные, если не взаимоисключающие: «Деревенский житель, горец-охотник, чернорабочий обладают более сильными организмами, чем горожане, живущие в комфорте, изнеженные цивилизацией, с расстроенными нервами, умственным напряжением» (Гримировка 1909: 62). В маникюре приметы здорового и «изнеженного» тела совмещались, казалось бы, бесконфликтно, однако это соединение было устроено весьма непростым и неустойчивым образом. Эта внутренняя сложность идеи, наряду с искусностью исполнения, позволяла рассматривать декор ногтей как далекий прообраз модернистских художественных практик. В то же время ограничения, накладываемые культом «естественной» красоты, не оставляли в украшении тела простора для оригинального творчества, что побуждало деятелей авангарда восставать против «подражания земле». Каким же образом «розовили ногти» современники Ларионова и Зданевича? Базовая техника в этот период сводилась к продолжительному втиранию красящего вещества в ногтевую поверхность. Данная процедура совмещалась с полировкой ногтей, которая сама по себе рассматривалась в качестве способа придать ногтям красивый розовый цвет. Экспозиции историко-бытовых, мемориальных и театральных музеев редко обходятся без материального свидетельства распространенности этой практики — полиссуара. Этот кусочек ткани или замши, натянутый на валик с костяной, деревянной, металлической, а позже пластмассовой ручкой практически в неизменном виде пережил не одно столетие ухода за ногтями. Полировка придавала ногтям приятный блеск, кроме того, устранение неровностей ногтевой пластины и ее истончение от трения действительно позволяли розовому цвету находящейся под роговым веществом плоти проступить более интенсивно. Долгое время шлифовка поверхности не предполагала использования дополнительных средств для окраски ногтя, по крайней мере нам не удалось встретить их упоминания до конца XIX столетия. В противовес этому, на рубеже веков появилось огромное количество косметических приспособлений для декоративного маникюра. Коммерческие издания, стремившиеся представить каждое из них абсолютно необходимым, рисуют картину очень сложного ритуала, где могло фигурировать до полудюжины различных наименований. Так, согласно одной подобной брошюре, подрезанные и очищенные от кутикулы ногти следовало смочить специальным одеколоном определенной марки, затем их поверхность «покрывают. смесью порошка и глазури для ногтей, причем эту смесь энергически растирают пальцем». Стерев излишки красящего состава «мягким пуховым платком», «еще раз накладывают на ноготь порошок для ногтей в сухом виде и полируют ноготь энергически при помощи инструмента для полировки ногтей». После этого обмывают кончики пальцев особой «водой для ногтей» и «заключают процедуру вторичной энергической полировкой при помощи полиссуара» (Бергман 1901: 166-167). В действительности, вероятно, лишь безнадежные жертвы моды спешили приобрести весь доступный ассортимент средств для ногтей, однако порошок для полировки так или иначе находил своего потребителя. Этот вид косметической продукции был весьма близок по составу к пудре для лица, или скорее к сухим румянам — из-за относительно высокой доли красителя. Основу порошка для ногтей составляли тальк и окись цинка, обеспечивавшие хорошую кроющую способность изделия, не позволяя ему мгновенно осыпаться. Подобно тому как пудра и румяна выпускались и в сухом, и в жирном виде, красяще-полирующий состав для маникюра мог иметь мазеобразную консистенцию и именовался в этом случае пастой для ногтей. Поразительно, что порошки и пасты для ногтей, кажущиеся характерным элементом неспешного дореволюционного быта, с его закатом отнюдь не ушли в прошлое. Еще в середине 1930-х годов они упоминаются в технологических брошюрах в числе обиходных косметических средств, по всей видимости, составляя успешную конкуренцию новоизобретенным лакам (Зеленков 1935: 25; Иоссельсон 1934: 202; Фридман 1935: 151-152). Более того, есть основания полагать, что использование последних испытывало влияние исторически предшествующих практик ухода за ногтями. Блестящая гладкая поверхность, создаваемая лаковым покрытием, казалось бы, делала полировку избыточной, однако это обыкновение продолжало бытовать и даже переносилось на накрашенные ногти. В одном из руководств по технологии косметического производства приводится рецепт «новейшего лака для полировки ногтей» (Фридман 1935: 154). Новизна этого средства заключалась во введении в его состав бензойной смолы — другой автор того времени разъяснял: «рекомендуется также прибавлять смолы к лакам для ногтей, так как смолы увеличивают блеск и стойкость этих лаков» (Иоссель- сон 1934: 2003). Исходя из этого, можно было бы предположить, что слово «полировка» в наименовании новомодного препарата отсылает к визуальному эффекту, достигаемому при нанесении его слоя на ноготь2. Однако указанный далее способ применения противоречит подобным допущениям: «этот лак наносят на ноготь и по высыхании натирают ноготь мягкой кожей. Получается более сильный блеск, чем от целлюлоидных лаков» (Фридман 1935: 155). Этот пример наглядно показывает, что новые технологии не обязательно несут с собой новую эстетику и радикальное преобразование повседневных практик — напротив, имеет место тенденция к воспроизведению сложившихся вкусов и обыкновений. Показательно также, что в первые десятилетия своего существования лак неизменно описывается как «жидкость для получения блеска ногтей» (Иоссельсон 1934: 202), то есть его назначение то же, что и у обработки полиссуаром. О том, что лаком ногти красят, авторы ранне- советских технологических пособий как будто не имеют ни малейшего понятия, эта функция начинает упоминаться лишь в послевоенный период. Единственная встретившаяся нам брошюра 1930-х годов, где в этом контексте фигурирует «придание розового оттенка», характеризует таким образом все средства для декоративного маникюра, объединяя лаки с порошками и пастами для ногтей (Зеленков 1935: 25). В той мере, в какой воспроизводившийся при помощи косметики цвет воспринимался как «естественный», он словно не существовал, внимание акцентировалось на других свойствах лака, но не на его красящей способности. Интересно, что упоминания бесцветного лака также появляются достаточно поздно, а именно когда категория цвета становится значимой в технологических описаниях этого средства. До этого «естественный» тон парадоксальным образом мыслится как бы вне колористических характеристик: это не цвет, но и не его отсутствие. Такое положение не могло сохраняться после того, как за лаком были признаны его красящие свойства: оттенки розового заняли свое место на палитре маникюра среди других красок. В то же время многие источники советовали отдавать предпочтение именно им: «Красить ногти желательно бледно-розовым, близким к естественному цвету ногтей лаком» (Домоводство 1965: 133-134). Упоминание окрашивания, казалось бы, разоблачало иллюзию естественности, однако «подражание земле» продолжало быть основным модусом в культуре красоты, на службу которому становились все технологические новации. И все же лак для ногтей в большей степени, чем какое-либо иное косметическое средство, выражал дух индустриальной современности, что способствовало, как мы увидим далее, формированию новой эстетики в рамках практик ухода за ногтями.
Белый: чистые ногти
К началу XX века молодая наука гигиена начала оказывать определяющее влияние на общественное мнение. Изменениям подверглись многие стороны быта, в том числе и практики ухода за собой, в основу которых легла идея чистоты, представление о необходимости регулярно дезинфицировать кожу. Забота о ногтях в этой ситуации предполагала в первую очередь их очищение и своевременное укорачивание: «длинные ногти являются лишним складом неизбежно попадающей в них всякаго рода грязи, требующей тщательной очистки при помощи, всего лучше, ногтевых щеток» (Манасеин 1901: 18). При этом требования гигиены нередко входили в противоречие с критериями моды, согласно которым именно длинные ногти считались наиболее красивыми (Бергман 1901: 161). Декоративный маникюр в целом с медицинской точки зрения представлял собой неоднозначное, почти подозрительное занятие3. Частичный компромисс между задачами гигиенического просвещения и воспитания вкуса достигался за счет привязки косметических процедур к ритуалам омовения. Сборники советов для женщин и даже рекламные объявления без устали твердили о необходимости мыть руки, прежде чем придавать ногтям желаемую форму, цвет и блеск. Чистые ногти были неотъемлемым атрибутом ухоженных рук задолго до начала массовой гигиенической пропаганды. Вспомним арсенал щеголя, который А.С. Пушкин разместил в «уединенном кабинете» своего героя: «Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов» (Пушкин 1970: 14). Если судить только по количеству перечисленных наименований маникюрных принадлежностей, «холя ногтей» занимала важное место в телесных практиках денди, не уступая по значимости, а то и опережая уход за зубами и прической. Мужской несессер конца XVIII — первой половины XIX века, как показывают многочисленные музейные экспонаты, непременно вмещал в себя щетки для ногтей, наряду с миниатюрными ножницами, пилочками и полиссуарами. Возвращаясь к тексту «Евгения Онегина», к знаменитому лирическому отступлению, следующему за приведенной выше цитатой, хочется отметить, что чистка воспринималась именно как забота о «красе ногтей» — в общем-то суетное занятие, оправдываемое господством модного «обычая». Потребность снискать одобрение своего окружения, приобрести определенный статус могла превратить уход за ногтями в необходимость, однако это в значительной степени оставалось вопросом индивидуального выбора и предпочтений. Социальное принуждение в этом случае нельзя назвать слишком сильным в силу амбивалентности самой фигуры щеголя, способной вызывать широчайший спектр реакций, от восхищения, зависти, желания подражать до негодования и насмешливого пренебрежения. Совершенно по-иному воспринимался уход за руками в начале XX века, когда сформировалось убеждение, что ногти «требуют тщательной очистки» из санитарно-гигиенических соображений. Однако примечательно, что эстетическая мотивация подобных процедур, хотя и отошла на второй план, не исчезла совершенно. Напротив, в текстах более позднего времени именно она нередко оказывается акцентированной. Вот весьма характерный фрагмент из советского издания о красоте и здоровье: «Уход за ногтями имеет не только гигиеническое, но и декоративное значение. Нечистые, неаккуратные ногти портят впечатление от самого красивого и нарядно одетого человека, как мужчины, так и женщины. Неаккуратные или нечистые ногти — признак бескультурья» (Фридман 1961: 149). Визуальный эффект чистоты, таким образом, оказывается первичным по отношению к гигиеническим смыслам и продолжает органично сосуществовать с ними в изменившейся системе представлений. Первостепенная важность зрительного впечатления означала, что чистка ногтей и декоративный маникюр могли быть до определенной степени взаимозаменяемыми. Подобно тому как, согласно процитированному фрагменту, процедуры очищения способствовали украшению рук, существовали специальные косметические средства, призванные акцентировать — или имитировать — чистоту ногтей. Любопытно, что их широкое распространение совпало по времени с началом публикации популярных брошюр по вопросам гигиены, привлекавших внимание к необходимости регулярно мыть руки и чистить ногти в целях профилактики инфекционных заболеваний. Подобные тексты в доступной форме излагали знания научных дисциплин, таких как микробиология, имевших дело с невидимым миром, — тем более примечательно их влияние на сферу видимого, выразившееся в появлении новых косметических практик. Визуализировать идею чистоты лучше всего позволял белый цвет. Для придания ногтям большей белизны использовались химические соединения с окислительными свойствами. Безусловным фаворитом среди них была перекись водорода, которая могла применяться как в виде простого трехпроцентного раствора, так и в составе отбеливающих кремов на глицериновой основе. Подобные средства, войдя в обиход на рубеже веков, продолжали пользоваться популярностью в советский период; их рецепты приводятся во многих технологических брошюрах 1930-х годов. К середине XX столетия практика отбеливания ногтей мягкими окислителями постепенно отмирает, однако своеобразным продолжением ее можно считать появление в 1950-е годы перламутровых лаков. В эпоху покорения космоса их металлический блеск являл более современный образ чистоты по сравнению с классической «земной» белизной. Весьма распространенный в наши дни так называемый «французский маникюр» также следует рассматривать в рамках данной традиции, переплавляющей гигиеническое требование чистоты в эстетический критерий. Уже в начале XX века кончикам ногтей в косметических процедурах зачастую уделялось особое внимание: так, согласно одному пособию по уходу за собой, на заключительном этапе маникюра «впускают немного воды для ногтей4 под свободный край ногтей, чтобы сделать его бледным и нежным» (Бергман 1901: 167). В отличие от отбеливания ногтя целиком, осветление кончика позволяло достигнуть большей «натуральности»: подчеркивалась белизна, свойственная выступающему краю, в то время как сам ноготь сохранял свой естественный розовый цвет. Кроме того, в брошюрах по гигиене именно кромка ногтя описывалась как источник инфекционной опасности: «Микробы в большом количестве скапливаются под ногтями на пальцах рук. Нужно тщательно удалять грязь из-под ногтей и коротко их подстригать» (Стрекотин 1961: 23). Поэтому особенно важно было усилить визуальное впечатление чистоты от кончиков ногтей, в первую очередь их внутренней стороны. Эту потребность мы можем проследить в техниках красоты на протяжении всего XX века: от осветления при помощи «воды для ногтей» до белого карандаша, окрашивающего нижнюю грань ногтевой кромки во «французском маникюре». Переход от отбеливающих средств к окрашивающим, приходящийся на середину столетия, представляется значимой вехой в истории гигиенических представлений и практик. На рубеже XIX-XX веков, когда принципы гигиены находились в процессе выработки и только начинали внедряться в повседневную жизнь, зрительное впечатление чистоты, как мы пытались показать выше, имело ключевое значение. В то же время сами способы достижения этого эффекта подверглись определенным ограничениям, испытывая влияние новоявленных гигиенических императивов. Абсолютное предпочтение отдавалось средствам, действие которых способствовало истончению, отслаиванию, отшелушиванию поверхностного слоя кожи или ногтя — то есть могло рассматриваться как очищение. Всевозможные маскирующие покровы, напротив, воспринимались настороженно, так как могли камуфлировать недостаток чистоплотности. Под подозрением оказались парфюмерные отдушки, предположительно способные завуалировать скверный запах, многие средства декоративной косметики, в особенности необыкновенно популярные прежде белила, и даже некоторые предметы одежды. Нападки на перчатки в нижеприведенном фрагменте наглядно иллюстрируют эту тенденцию: «Многие, даже образованные люди, носят перчатки не только ради моды, или для защиты рук: перчатки служат им еще и для того, чтобы скрывать неряшливость и нечистоту руки» (Бергман 1901: 146). Возможно, под влиянием подобных взглядов перчатки за несколько последующих десятилетий меняют свой статус, превращаясь из неотъемлемого элемента костюма в необязательный аксессуар. Обнажение руки в результате такого пересмотра одежных практик, в свою очередь, усиливало требования к уходу за ногтями, их чистоте и декоративным качествам. Таким образом, начальный этап складывания современных норм чистоплотности характеризуется стремлением упразднить слои косметики, обеспечивающие поверхности тела защиту от взгляда, — или по меньшей мере добиться их прозрачности. Отмена этого требования во второй половине XX века означает, что к этому времени правила гигиены были полностью усвоены и их соблюдение больше не нуждалось в контроле извне. Новые способы акцентирования чистоты уже не были направлены на ее выявление в качестве собственной характеристики кожи, с которой сняты все «внешние» покровы. Напротив, как показывает пример «французского маникюра», сами знаки опрятности становятся одной из масок, накладываемых на поверхность тела.
Красный: современность искусственного
Из перспективы рубежа XIX-XX веков, когда царило убеждение, что «красота ногтя обусловливается его розовой окраской» (Там же: 161), появление, а тем более широкое распространение красного лака представляется парадоксальным. Вместе с тем, как мы пытались показать в начале статьи, подобная окраска ногтей могла выглядеть и предельно неестественно, и натурально, в зависимости от освещения и дистанции, отделявшей смотрящего от объекта наблюдения. Именно красный цвет использовался на сцене для гримировки рук в амплуа юных красавиц и героев-любовников, обозначая молодость и здоровье. С другой стороны, визуальное приближение переворачивало эти смыслы, делая кроваво-красные ногти атрибутом женщины-вамп. Возможно, подобная двойственность, допуская множественные прочтения, и послужила залогом популярности красного цвета в маникюре. Не являясь совершенно произвольным, этот тон позволял в то же время достаточно эффективно расшатывать конструкцию естественности, унаследованную от XIX века. Специальные средства для ногтей, как мы увидели, традиционно призваны были подчеркивать их розовый цвет. На волне гигиенической пропаганды распространились отбеливающие составы, помогавшие визуализировать идею чистоты. Других оттенков маникюр первоначально не предусматривал, и актеры, желая окрасить ногти более интенсивно, вынуждены были прибегать к косметике иного назначения — румянам или губной помаде. Впоследствии такое использование настолько закрепилось, что промышленность начала выпускать отдельным артикулом «ногтевые румяна», фактически аналогичные помаде по составу, но позиционируемые в качестве средства для грима рук (Фридман 1935: 153). Однако распространение красного цвета в декоративном маникюре связано в первую очередь с лаком для ногтей, и это не случайно. Появление к концу XIX века крупных парфюмерно-косметических компаний не прервало традиции кустарного производства косметики. Большинство видов этой продукции можно было приготовить в домашних условиях из подручных средств и ингредиентов, приобретенных в аптеке. Перекись водорода, глицерин, тальк — основные составляющие препаратов для ухода за ногтями — были всегда доступны и не создавали сложностей в обращении. Самостоятельное изготовление косметики позволяло достигнуть существенной экономии средств, а также выступало гарантией качества и безопасности изделий, в то время как фабричная продукция вызывала зачастую достаточно настороженное отношение. Национализация российских предприятий парфюмерно-косметической отрасли после революции способствовала сращиванию противоположного взгляда — позиции производителей — с государственной идеологией. Сам массовый характер индустриального производства начал рассматриваться как достоинство, условие, позволявшее удовлетворить гипотетические потребности каждого в парфюмерии и косметике. «В царской России эти товары являлись предметом пользования привилегированной верхушки населения; только в СССР — стране победившего социализма — эти товары стали достоянием десятков миллионов трудящихся» (Гайсинович 1937: 3), — подобное противопоставление, являвшее собой в чистом виде риторическую фигуру, акцентировалось во всех изданиях по теме. Кроме того, промышленное производство, требовавшее строгой научной основы, воплощало триумф рациональности, в противовес кустарному изготовлению, которое описывалось как шарлатанские манипуляции. Раннесоветские руководства, раскрывавшие способы фабричной выработки парфюмерно-косметической продукции, призваны были «дать изложение этой технологии не в форме сборника рецептов (часто неверных и малоценных), а в форме систематизированного изложения процессов и машин, применяемых в этом производстве» (Фридман 1935: 2). В действительности эти книги едва ли не наполовину состояли из тех же рецептов, которые печатались в дореволюционных изданиях для женщин, однако их язык приобрел наукообразную сухость, а мотив механизации производства, дополненный инженерной терминологией и химическими формулами, становился одним из основных. Лаки для ногтей представляли собой принципиально новое средство, изготовление которого не эволюционировало из домашней косметики, а выделилось из производства технических лаков. «Лак для ногтей приготовляется растворением целлулоида в уксусном эфире, ацетоне и амилацетате» (Зеленков 1935: 25) — сам состав предопределял органичное включение лаков в новый язык описания парфюмерии и косметики, более того, закреплял за ними привилегированное положение по сравнению с препаратами, производившимися по технологиям полувековой давности. Лак для ногтей был своего рода образцом косметического средства, косметикой будущего, наглядно демонстрируя, что эпоха пропорций, определяемых аптекарскими весами, а тем более «на глазок», прошла, и наступила индустриальная эра. Следующая деталь также представляется значимой: при изготовлении лака для ногтей источником получения целлулоида служили обрезки кинопленки и «старые кинофильмы» (Сучкова 1935: 26; Фридман 1935: 153). Таким образом реализовывался принцип экономии, максимально интенсивного использования ресурсов в условиях дефицита и необходимости мобилизовать все силы для нужд индустриализации. В то же время в самом технологическом процессе получали отражение оппозиция старого и нового и мотив преобразования, переработки отжившего. Очевидно, что в случае кинопленки речь шла не только и не столько о физическом износе материала, сколько о «моральном устаревании» записанного на нем сообщения. Перед тем как использовать киноленту для изготовления лака, с нее следовало удалить изображение. Данное требование имело сугубо практические основания — иначе раствор выходил бы неоднородным и мутным. Однако в описаниях этот подготовительный этап предстает как гигиеническая процедура, наподобие тех, что применялись к самим ногтям: «пленку замачивают в воде и оставляют на два-три дня; после этого ее раскладывают на столике и стирают эмульсию жесткой волосяной щеткой» (Фридман 1935: 153-154). Слой фотоэмульсии в этой ситуации — это «вещь не на месте» — то есть грязь, согласно классическому определению (Дуглас 2000: 23). «Старые» фильмы, сохраняющие классово чуждые поведенческие нормы и эстетику, а потому не нужные новому зрителю, должны были быть очищены от смысла и переработаны в более востребованный и современный продукт. Весьма показательно, что, согласно одному из технологических руководств 1930-х годов, средствам для маникюра «уделяется довольно видное место в косметическом производстве» (Иоссельсон 1934: 202). Это замечание важно само по себе, но особенно интересен контраст с динамикой производства и потребления другой группы косметических средств — помад и масел для волос: «В настоящее время пользование помадами в значительной степени сократилось» (Зеленков 1935: 26). Даже если данная тенденция в большей степени отражает официальные представления о должном, чем реальное положение дел, подобная маргинализация одного типа изделий при повышенном внимании к другому дает превосходный материал для изучения телесных норм в советской культуре. Кроме того, мы знаем, что на 1920-1930-е годы действительно приходится постепенный отказ от помад для волос, а значит, ощущение их несовременности — в противовес ультрасовременным лакам для ногтей — было распространено весьма широко. Побудить потребителей перестать помадить голову могли различные причины и соображения, в подробности которых мы не можем здесь вдаваться. Отметим только, что, согласно тому же источнику, на смену помадам приходят «средства для придания волосам блеска: бриолины, бриллиантины и так называемое репейное масло» (Там же). Вспомнив сходным образом формулируемое назначение лака для ногтей, можно сделать вывод, что косметическая культура межвоенного периода развивалась в сторону создания все более блестящих поверхностей, исподволь размывая тем самым границы представлений о «естественном». Новые средства ухода за прической роднит с лаком для ногтей еще одно обстоятельство. Если помады для волос изначально представляли собой составы на основе сала и костного мозга и даже в первой половине XX века продолжали включать значительную долю этих веществ животного происхождения, то бриолин и его аналоги являлись по сути продуктами переработки нефти. Оказываемое им предпочтение, по- видимому, было во многом связано с обеспечиваемым таким образом более продолжительным сроком годности изделий. В целом можно проследить формирование положительного отношения к химически синтезированным соединениям в составе косметики, которые начинают восприниматься как более гигиеничные и дающие более выраженный декоративный эффект, чем вещества органического происхождения. В значительной степени за счет этого уже к 1920-м годам привлекательный рекламный образ косметических средств промышленного изготовления возобладал над бытовавшими прежде негативными сте- реотипами5. Наша гипотеза заключается в том, что технология производства лака для ногтей, знаменовавшая разрыв с традицией домашнего приготовления косметики, подразумевала вызов всей культуре красоты, которая опиралась на эту практику. Специфический состав лаков, «искусственность» которого была осмыслена как ценность, санкционировал появление в маникюре цвета, идущего вразрез с представлениями о «естественной» красоте. Это нововведение было принято неоднозначно и даже спустя десятилетия не завоевало всеобщего признания. В начале 1960-х годов некоторые источники по-прежнему подчеркивали неэстетичность окрашенных алым ногтей: «Сиреневые оттенки лака придают пальцам безжизненный вид, а ярко-красный лак делает их совершенно неестественными» (Розентул 1961: 123). Однако важно подчеркнуть, что вместе с красным лаком в маникюр приходит понятие цвета как такового, поэтому его следует рассматривать как прообраз всей радуги красок, распустившейся на ногтях в более поздние периоды. При этом прежде «невидимый» розовый лак и даже собственный цвет ногтя оказались в одном ряду с другими оттенками, и не на самых выигрышных позициях. Во второй половине XX века советским авторам, пишущим о красоте, уже приходилось увещевать читательниц: «Ноготь может быть достаточно красив и без искусственной окраски. Можно и нужно регулярно делать маникюр, чистить ногти, но при этом не покрывать их лаком» (Смирнов 1955: 32). Собственный вид ногтя больше не был безусловным ориентиром при использовании средств декоративной косметики и начинал проигрывать многообразию возможных колористических решений. На смену представлениям о естественности в качестве эстетического регулятора приходит идея сочетаемости: «Ногти лучше покрывать лаком такого же цвета, что и губная помада» (Фридман 1961: 150). Это требование также смягчается со временем: спустя двадцать лет цвет лака уже должен быть «близок» к тону губной помады, а не обязательно идентичен ему (Гильман 1980: 77). Красный цвет, как и другие «неестественные», интенсивные тона, требовал большой точности в нанесении и осторожного обращения впоследствии. Эксперты призывали «не употреблять ярко-красный лак, если нет возможности тщательно ухаживать за ногтями — малейшая царапина на таком лаке сразу становится заметной и производит неприятное впечатление. На бесцветном лаке царапины менее заметны» (Фридман 1961: 150). Прозрачные или светлые лаки маркировались, таким образом, как повседневные, а яркие — как парадно-выходные. Практические соображения совпадали в данном случае с требованиями скромности и уместности: «Идя на работу, учебу, лучше красить ногти бесцветным или бледно-розовым лаком. Отправляясь на вечер, в театр, можно покрасить ногти ярче, покрыть их перламутровой пастой и т.д.» (Розентул 1961: 123). Несмотря на все сложности, связанные с его применением, красный лак пользовался популярностью именно благодаря тому, что позволял подчеркнуть ухоженность рук, а также благодаря ассоциации с досугом, праздником. Для первого поколения женщин, выбиравших красный лак, этот шаг был особенно рискованным, так как за пределами сцены не существовало подобной традиции, прецедента, на который можно было бы опереться. Вместе с тем сама радикальность жеста, открывавшего простор для самовыражения вопреки устоявшимся законам хорошего вкуса, могла многим казаться привлекательной. Кэти Пейс показывает, что для молодых работающих женщин Америки в 1920-е годы яркий лак являлся способом подчеркнуть свою классовую идентичность (Peiss 1998: 190). В раннесоветском контексте подобный вызывающий маникюр мог иметь схожий смысл: основа буржуазных представлений о красоте, естественность, отвергалась в пользу новых эстетических критериев. Наивно было бы напрямую отождествлять цвет лака для ногтей с государственной символикой, однако, возможно, стоит посмотреть на него как на одно из первых, полубессознательных проявлений собственно пролетарской культуры. В той мере, в какой красный лак означал отказ от «подражания земле», маникюр преодолевал издревле заключенную в косметических практиках диалектику подлинности и иллюзии. Восходящее к античности противопоставление этих понятий обусловило восприятие косметики в качестве маски, скрывающей истинное лицо. Такой подход порождал, с одной стороны, осуждение макияжа, а с другой, стремление завуалировать недостатки внешности и приукрасить ее при помощи косметических средств, не выходя за рамки представлений о «естественности». Распространив понятие маски на самопрезентацию в целом, мы увидим, что такая логика сокрытия/разоблачения лежит в основе и обыкновения «розовить ногти», и использования отбеливающих составов. По мысли Кэтрин Констебл, с конца XIX века оппозиция подлинного лица и маски пересматривается двояким образом. В обоих случаях существование потаенной истины ставится под сомнение, и видимое оказывается единственной реальностью. Однако маска может служить созданию иллюзии подлинности, а может обнаруживать собственную искусственную природу, и тогда подобное саморазоблачение наделяет ее парадоксальной «правдивостью» (Constable 2000: 194-199). Красный цвет, подчеркивающий инородность лакового покрытия на ногтях, безусловно, отражает этот последний способ отношения к косметике. Напоминая о сценических корнях такого маникюра, в нем находит выражение новый уровень театрализации собственной персоны. Любопытное рассуждение о красном цвете принадлежит перу Софьи Мей, издававшей во второй половине XIX века журнал «Модный магазин». В редакторской колонке одного из номеров за 1864 год она вспоминает, что еще недавно этот тон был немыслим в гардеробе порядочной женщины, и предвосхищает недоумение читателей: «Что же находили дурного в красном цвете два года тому назад? То же, что теперь находят в круглых шляпах, то есть что он тогда был слишком заметен. Мало помалу привыкли к нему, и никто не восстает против этой моды» (Мей 1864: 188). Это проницательное замечание выявляет подвижность социокультурных норм, в частности структур визуального восприятия. Встроенные в них представления о прекрасном и безобразном, здоровом и больном, естественном и искусственном, уместном и вызывающем формируются под действием привычки, и определяя, что и как видит человек, сами каждый раз переопределяются увиденным. Такой подход в значительной степени позволяет объяснить и триумфальное шествие красного лака, мода на который, распространяясь, могла служить достаточным основанием собственной легитимации. Однако появление этого цвета в маникюре, означающее начало кардинального пересмотра эстетических критериев, представляет собой более сложный феномен, чем в случае рядовой смены модных тенденций. Чтобы приблизиться к его пониманию, необходимо учитывать ряд разнородных факторов и обстоятельств: традицию использования красного цвета в театральном гриме, осмысление тела как объекта художественных практик деятелями авангарда, восприятие индустриального развития в качестве основы культуры и эстетизацию механизмов и производственных процессов, возникновение новых стилистических ориентиров и авторитетов в связи с перекраиванием социальной ткани.
Литература Бергман 1901 — Бергман И. Врачебное руководство к уходу за красотою, с включением учения об уходе за ногтями (manicure). СПб., 1901. Бобринская 2006 — Бобринская Е. Русский авангард: Границы искусства. М., 2006. Гайсинович 1937 — Гайсинович Д.Н. Парфюмерия, косметика, туалетное мыло. М., 1937. Гильман 1980 — Гильман Б.А., Омельченко В.В. Качество парфюмерно- косметических товаров. Киев, 1980. Гримировка 1909 — Гримировка: Практическое руководство театрального грима. [М., 1909]. Домоводство 1965 — Домоводство. М.; Алма-Ата, 1965. Дуглас 2000 — Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000. Зеленков 1935 — Зеленков В. Парфюмерное и косметическое производство: Конспект для работников товаропроводящей сети треста «Лен- жет». Л., 1935. Иоссельсон 1934 — Иоссельсон Г.Г. Туалетные мыла и косметика. М.; Л., 1934. Манасеин 1901 — Манасеин М.П. Общая гигиена кожи, волос и ногтей. СПб., 1901. Мей 1864 — Мей С. Моды // Модный магазин. 1864. № 12. Пушкин 1970 — Пушкин А.С. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1970. Розентул 1961 — Розентул Л.М. Об уходе за кожей лица и волосами // Вам, девушки! 1961. Смирнов 1955 — Смирнов Н. Уход за руками // Работница. 1955. № 8. Cтрекотин 1961 — Стрекотин Б.И. Профилактика гнойничковых заболеваний // Уход за кожей лица и тела: Сборник популярных статей. Сталинград, 1961. Сучкова 1935 — Сучкова М.Н. Конспект лекции: Парфюмерные и косметические товары. М., 1935. Фридман 1935 — Фридман Р.А. Высшая косметика: Производство, применение, анализ. М.; Л., 1935. Фридман 1961 — Фридман Р.А. Покупателю о парфюмерии и косметике. М., 1961. Щебельская 1961 — Щебельская Н.И. Грибковые заболевания кожи // Уход за кожей лица и тела: Сборник популярных статей. Сталинград, 1961. Энциклопедия 1909 — Энциклопедия сценического самообразования. Т. 2: Грим / Сост. П.А. Лебединский, В.П. Лачинов. СПб., 1909. Constable 2000 — Constable C. Making up the truth: On lies, lipstick and Friedrich Nietzsche // Fashion Cultures / Ed. Bruzzi S., Church Gibson P. London, 2000. De Cossart 1987 — De Cossart M. Ida Rubinstein: A Theatrical Life. Liverpool, 1987. Peiss 1998 — Peiss K. Hope in a Jar: The Making of America's Beauty Culture. N.Y., 1998.
Примечания 1) В 1908 г. Рубинштейн предприняла постановку «Саломеи» Оскара Уайльда в своем домашнем театре. Незадолго до премьеры пьеса была запрещена Синодом, из-за чего спектакль пришлось превратить в пантомиму. Скандальность постановки способствовала ее широкой известности, и образ Саломеи стал для артистки знаковым. Зеленый шарф упоминается в качестве реквизита к спектаклю — последней драпировки на теле танцовщицы (De Cossart 1987: 14). 2) В английском языке слово «polish» означает и процесс полировки, и достигаемую посредством его глянцевитость, и лак (в том числе, для ногтей). Авторы технологических брошюр имели доступ к западным изданиям и могли, в частности, ориентироваться на американские журналы, так как уже на рубеже веков Америка считалась мировым лидером в производстве средств по уходу за ногтями (Бергман 1901: 147). Дословный перевод с английского должен был способствовать неразличению полировки-процесса и полировки-результата. 3) Весьма показательно, что в советской культуре маникюрша нередко оказывается негативным персонажем. В приводимой ниже цитате маникюрный кабинет описывается ни много ни мало как рассадник инфекционных заболеваний: «Известны случаи заболевания ногтей после сделанного маникюра, что объясняется нарушением санитарных правил маникюршами» (Щебельская 1961: 27). 4) Наименование «вода для беления ногтей» сохраняется в советских технологических брошюрах, где разъяснено, что речь идет о трехпроцентном растворе перекиси водорода (Фридман 1935: 149). В более ранних источниках подобные уточнения отсутствуют, но, скорее всего, имеется в виду то же самое. 5) Это касается не всех косметических средств: так, напр., промышленно изготовляемые краски для волос были еще настолько несовершенны, что их применение нередко приводило к курьезным (а для жертв фабричной косметики — драматичным) ситуациям. Подобные случаи нашли широкое отражение в художественной и мемуарной литературе межвоенного периода. С другой стороны, кремы, помада, средства для ногтей и для макияжа глаз, произведенные промышленным способом, в это время уже пользовались массовым спросом и относительным доверием потребителей. Вернуться назад |