Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Quaestio Rossica » №1, 2020

Владимир Мильков
Земной рай в религиозных представлениях Древней Руси

Мильков Владимир Владимирович,
доктор философских наук,
веду
щий научный сотрудник,
Институт философии РАН.

109240, Россия, Москва,
ул. Гончарная, 12, стр. 1.

dr_milkov@mail.ru

 

Предметом исследования являются христианские представления об ином мире и разные трактовки земного рая в Древней Руси. Объект исследования – содержание ортодоксальных, апокрифических и легендарных текстов. Для этой цели привлечены как опубликованные, так и архивные источники. В статье суммируются и сопоставляются тексты, описывающие потусторонний мир и путешествия к земному раю: «Послание о рае», «Сказание о Макарии Римском», «Хождение Зосимы к рахманам», «Хождение Агапия в рай», «Чувственный рай, или разумен», «О райских реках», «Вопросы и ответы Афанасия Антиоху», «Палея Толковая», «Слово о правой вере» и др. Воззрения на инобытие изучаются с позиций междисциплинарного подхода, позволяющего объединить идейно-религиозную интерпретацию с приемами конкретно-исторического и текстологического анализа. Установлено, что единого понимания иного мира в Древней Руси не существовало, и это нашло отражение в спорах о рае. Существовало три концепции толкования природы рая: рай земной; рай как ноуменальная сущность, недоступная чувствам; сотворенный Богом рай для прародителей наполовину небесной, эфирной природы. Василий Калика, автор «Послания о рае», был сторонником островной концепции рая в отдаленных морских просторах. Аргументация Василия базировалась на данных церковных источников, апокрифов и рассказов «очевидцев». Самыми важными доказательствами существования земного рая архиепископ считал книжные и фольклорные рассказы о путешествиях к нему. Сделан вывод, что вера в земной рай на Руси формировалась под влиянием антиохийской традиции богословия, апокрифических хождений к раю и народных легенд о достижении края света. Религиозные представления о рае епископа Василия Калики и его паствы – это результат синтеза ортодоксальных, апокрифических и дохристианских идей.



Другие статьи автора: Мильков Владимир

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№5, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ку№4, 2021№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019
Поддержите нас
Журналы клуба