ИНТЕЛРОС > №9, 2014 > Вопросы мастерамВопросы мастерам21 сентября 2014 |
Дмитрий Трофимов об иконах Орнамент — почерк эпохи, в нем наиболее сжато и отчетливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчиненную роль в художественном произведении. Однако как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы малой ни была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм обретает свой смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме книжного листа, шитой пелены, росписи храма.
В Сан-Витале в Равенне это алтарная абсида и стены предшествующей ей восточной части храма. Все сюжетные композиции выделены подчеркивающими сюжет рамами геометрического орнамента. А вот все остальные сложные криволинейные поверхности архитектуры — арки, откосы, своды — все заполнено орнаментом иного характера. Этот орнамент, живой, свободный, составляется то из пышных цветов, по лепесткам и листьям которых порхают птицы, то из античных кратеров с поднимающейся из них вьющейся лозой, и воркующими рядом голубями. Мы видим здесь свивающиеся ленты, белые лилии, павлинов, распустивших веером свои хвосты, корзины со спелыми плодами и составленные из плодов гирлянды. Даже образы Христа и апостолов в медальонах обрамлены «виньетками» в виде сплетшихся хвостами дельфинов.
О ЧЕМ ГОВОРИТ КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ ХРАМА?Андрей Анисимов о церковной архитектуре Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России.
Купол — отличительный признак русского храма, но вообще в Православии (например, на Балканах) не всегда на храме был купол. Вполне могла быть просто двухскатная крыша, звонница, и на ней крест. Такое сейчас часто встречается на территории бывшей Византии. Вернуться назад |